Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Деепричастие

§ 47. Употребление причастий и деепричастий в речи

    Упр. 531

Прочитайте высказывание А. С, Пушкина. О какой языко́вой особенности причастия в нём говорится?

    Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт и пр., — заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

    Упр. 532

1. Используя текст стихотворения, докажите, что способность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте. Для этого спишите стихотворение, обозначая прилагательные и причастия (одиночные и с зависимыми словами).

    Чернеет лес, теплом разбуженный,
    Весенней сыростью объят.
    А уж на ниточках жемчужины
    От ветра каждого дрожат.
    Бутонов круглые бубенчики
    Ещё закрыты и плотны,
    Но солнце раскрывает венчики
    У колокольчиков весны.
    Природой бережно спелёнутый,
    Завёрнутый в зелёный лист,
    Растёт цветок в глуши нетронутой,
    Прохладен, хрупок и душист.
    Томится лес весною раннею,
    И всю счастливую тоску,
    И всё своё благоухание
    Он о́тдал горькому цветку.

            (С. Маршак)

2. Выучите наизусть стихотворение. Научитесь выразительно читать его вслух. Приготовьтесь к письму по памяти.

3. Составьте схему последнего предложения, объясняя пунктуацию.

4. Выполните лексический разбор выделенных слов.

Возмите на заметку!

Многие причастия, употребляясь в речи в переносном значении, становятся прилагательными. Сравните: припо́днятая над головой шляпа («та, которую приподня́ли») — припо́днятое настроение («радостное, хорошее»).

    Упр. 533

Распределите словосочетания на две группы: а) с причастием (в прямом значении); б) с прилагательным (в переносном значении). Составьте предложения.

Образец записи: блестящий огонёк — блестящий талант.

    Потерянный кошелёк — потерянный вид, рассеянный человек — рассеянный по полю клевер, текущие события — текущее со стола молоко, бегающие дети — бегающие глаза, танцующая пара — танцующая походка.

    Упр. 534

1. В прямом или переносном значении употреблены причастия в этих выражениях? Каким синонимом можно заменить каждое из этих причастий?

    Потухший взгляд, запущенный дом, распущенный ребёнок, сорванный голос, заснувшее озеро, замкнутый характер, открытая душа.

2. Составьте и запишите предложения, употребив в них указанные словосочетания.

    Упр. 535

    1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

    Лес — ни пулей, ни осколком
    (Не) поране..ый ничуть,
    (Не) порубле..ый без толку,
    Без порядку, как-нибудь;
    (Не) корчёва..ый фугасом,
    (Не) повале..ый огнём,
    Хламом гильз, жестянок, касок
    (Не) завале..ый кругом;
    Блиндажа́ми (не) изрытый,
    (Не) застрое..ый зимой.
    Ни своими (не) обжитый,
    Ни чужими под землёй.

            (А. Твардовский)

2. Установите, сколько причастий в этом тексте, строение которых соответствует схемам и Какие морфологические признаки объединяют эти причастия?

3. Выразительно прочитайте текст, следя за паузами, темпом, тембром голоса, логическими ударениями.

    Упр. 536

Составьте и запишите словосочетания с данными парами слов. Чем отличаются друг от друга слова каждой пары? Сделайте вывод.

    Висячий — висящий, горячий — горящий, лежачий — лежащий, ползучий — ползущий, сидячий — сидящий.

    Упр. 537

Устно составьте словосочетания с данными однокоренными словами. Чем определяется смысловое различие слов каждой группы?

    1) Шумный, шумливый, шумовой, шумноватый, шумящий.

    2) Разговорный, разговорчивый, разговаривающий, разговорившийся.

    3) Злой, злостный, злобный, злободневный, зловредный.

    4) Дружный, дружественный, дружеский, дружелюбный.

    5) Резной, резаный, врезной.

    6) Весёлый, увеселительный, весёленький, развесёлый.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru