|
|
|
Деепричастие
§ 47. Употребление причастий и деепричастий в речиУпр. 531 Прочитайте высказывание А. С, Пушкина. О какой языко́вой особенности причастия в нём говорится? Причастия... обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт и пр., — заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. Упр. 532 1. Используя текст стихотворения, докажите, что способность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте. Для этого спишите стихотворение, обозначая прилагательные и причастия (одиночные и с зависимыми словами). Чернеет лес, теплом разбуженный,
(С. Маршак) 2. Выучите наизусть стихотворение. Научитесь выразительно читать его вслух. Приготовьтесь к письму по памяти. 3. Составьте схему последнего предложения, объясняя пунктуацию. 4. Выполните лексический разбор выделенных слов.
Упр. 533 Распределите словосочетания на две группы: а) с причастием (в прямом значении); б) с прилагательным (в переносном значении). Составьте предложения. Образец записи: блестящий огонёк — блестящий талант. Потерянный кошелёк — потерянный вид, рассеянный человек — рассеянный по полю клевер, текущие события — текущее со стола молоко, бегающие дети — бегающие глаза, танцующая пара — танцующая походка. Упр. 534 1. В прямом или переносном значении употреблены причастия в этих выражениях? Каким синонимом можно заменить каждое из этих причастий? Потухший взгляд, запущенный дом, распущенный ребёнок, сорванный голос, заснувшее озеро, замкнутый характер, открытая душа. 2. Составьте и запишите предложения, употребив в них указанные словосочетания. Упр. 535 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Лес — ни пулей, ни осколком
(А. Твардовский) 2. Установите, сколько причастий в этом тексте, строение которых соответствует схемам и Какие морфологические признаки объединяют эти причастия? 3. Выразительно прочитайте текст, следя за паузами, темпом, тембром голоса, логическими ударениями. Упр. 536 Составьте и запишите словосочетания с данными парами слов. Чем отличаются друг от друга слова каждой пары? Сделайте вывод. Висячий — висящий, горячий — горящий, лежачий — лежащий, ползучий — ползущий, сидячий — сидящий. Упр. 537 Устно составьте словосочетания с данными однокоренными словами. Чем определяется смысловое различие слов каждой группы? 1) Шумный, шумливый, шумовой, шумноватый, шумящий. 2) Разговорный, разговорчивый, разговаривающий, разговорившийся. 3) Злой, злостный, злобный, злободневный, зловредный. 4) Дружный, дружественный, дружеский, дружелюбный. 5) Резной, резаный, врезной. 6) Весёлый, увеселительный, весёленький, развесёлый.
|
|
|