|
|
|
Типы речи. Описание
Описание места (окончание)Упр. 583 1. Спишите отрывок, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. А чего только нет на песке, у моря. Вот красные мокрые медузы оставш..еся после отлива. Есть медузы другие — с четырьмя фи..летовыми колечками пос..редине. Есть и звёзды морские с пупырчатыми, искр..влё..ыми лучами, а ещё следы чаек, долгие запута..ые. Лежат грудами водоросли, тронутые тлением, тяжело и влажно пахнут. А то ещё след босой ноги тянется у самой воды. А слева всё брёвна да брёвна. (Ю. Казаков) 2. Подчеркните «данное» в предложениях. 3. Определите стиль текста и его основную мысль. 4. Объясните, почему в одних случаях автор указывает местоположение предметов, а в других — нет. Уместно ли, на ваш взгляд, повторение глагола есть? 5. Установите, какую роль в этом отрывке играют определения. Упр. 584 1. Сравните тексты: что описывается в каждом из них — предмет или место? Какого они стиля и типа речи? Где можно ветре! ать такие тексты? 1) Медаль Суворова из серебра, имеет форму круга, диаметром 32 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон. На лицевой стороне медали — профильное (влево) погрудное изображение А. В. Суворова, Вдоль верхнего края — надпись рельефными буквами «Александр Суворов», в нижней части — рельефное изображение лавровых ветвей. На оборотной стороне в центре — рельефное изображение скрещенных шпаги и сабли, под ними номер медали. Медаль с помощью ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шёлковой муаровой лентой красного цвета с зелёными полосками вдоль краёв. Ширина ленты 24 мм, ширина полосок 3 мм. 2) Посреди комнаты стоял чу́дной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой цифры нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки. На правой башне — круглое окошко из разноцветных стёкол. (А. Н. Толстой) 2. Расскажите, как построены приведённые ниже фрагменты: по типу описания предмета (что? — какой?), по типу описания места (где? — ч т о?) или по смешанному типу, в котором сочетаются обе модели? Назовите «данное» и «новое» в предложениях. 3. Рассмотрите на вклейке (с. 14) изображение (фотографию) медали Суворова и рисунок художника В. Л. Владимирского к книге Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Перескажите письменно один из текстов, используя иллюстрации.
Упр. 585. Учимся создавать текст Прочитайте сочинение ученика. Удалось ли ему составить художественное описание места? Улучшите текст: включите в него слова и выражения, помогающие нарисовать предметы, уберите повторы. Запишите исправленный текст. Наш двор очень большой. Перед домом детская площадка. На этой площадке высокие качели, домик с горкой, ракета, беседка. За домом хоккейная площадка. Направо от дома сад. Здесь растут деревья, кустарники, цветы. Упр. 586 Составьте художественное описание места на одну из тем: «Наш класс», «Моя комната», «Наш двор», «Поляна в лесу» и т. д. Предварительно подготовьте рабочие материалы. Проверьте, удалось ли вам «нарисовать» картину, избежать повторения слов. Какие места в этом типе речи нуждаются в особом контроле?
Упр. 587 Знаете ли вы герб своего города? Как он выглядит? Если у вас есть возможность, то найдите его и опишите. Если нет такой возможности, воспользуйтесь рисунками гербов на цветной вклейке (с. 14) и составьте деловое описание одного из них (на выбор).
Обобщите всё, что вы знаете о фрагментах текста со значением «описание места»: каких стилей они могут быть, где и зачем используются; как в них чаще всего строятся предложения, какие могут быть варианты построения; как можно усилить выразительность художественного описания места.
|
|
|