Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Типы речи. Описание

Описание места (продолжение)

    Упр. 574

1. Удачно ли в тексте второе предложение? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставьте его с предложением, данным в скобках.

    В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. (Около пня было много опят...) На срезе пня мягкой шапкой лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. А на кончиках лапок поблёскивали росинки смолы.

            (В. Астафьев)

2. Какие языковые средства использовал писатель, чтобы нарисовать картину? Какую роль в тексте выполняют определения?

3. Письменно перескажите текст от 3-го лица.

    Упр. 575

С указанными ниже словами составьте предложения, которые могли бы войти в описание места (например, квартиры, двора, классной комнаты, спортивной площадки, лесной поляны и т. д.). Можете воспользоваться и другими самостоятельно подобранными словами.

    Тянется, возвышается, приютился, прячется, занимает всю, зеленеют, краснеют, чернеют, белеют, раскинулся, пристроился.

    Упр. 576

Прочитайте текст. Определите тип речи. Найдите и устраните повторяющиеся слова (помните, что в описании места могут быть употреблены предложения без глагола-сказуемого).

    На столе лежит крупная спелая клубника. Чуть подальше стоит большой белый кувшин. Рядом с ним стоит банка с веточками чёрной и белой смородины. Около неё стоит тарелка с ягодами чёрной и белой смородины. А за тарелкой и банкой стоит металлическое блюдо с яркокрасной клубникой.

    Упр. 577

Улучшите текст и запишите его. Помните о способах создания выразительности в текстах этого типа речи.

    Недалеко от речки дом. Вокруг него сад. Слева растут яблони, справа сливы, перед домом груши, а за домом вишни и черешни. Около изгороди растут молоденькие берёзки.

    Упр. 578

1. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы.

После каждого отрывка укажите тип речи (разновидность описания).

    1) [Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью в старом доме у одинокой старушки.] Стёкла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и языч..к свечи отражался в них почему-то два раза. Вся мебель: диваны, столы, стулья — была сделана из светлого дерева, бл..стела от времени и пахла кипарисом, как иконы.

            (По К. Паустовскому)

    2) [Комната у Назанского была ещё беднее, чем у Ромашова.] Вдоль стены у окна стояла узенькая, низкая, вся вогнувш..яся дугой кровать; у другой стены — простой некрашеный стол и две грубых табуретки. В ногах кровати пом..щался кож..ный рыжий ч..модан, весь облепленный железнодорожными бумажками.

            (По А. Куприну)

2. В предложениях найдите «данное» и «новое» и обозначьте их буквами д и н. Подчеркните средства связи.

3. Найдите причастные обороты и подчеркните их как члены предложения.

    Упр. 579. Учимся работать с текстом

1. Письменно перескажите фрагмент из сказки «Три толстяка» Ю. К. Олеши. Но сначала разберитесь в строении этого фрагмента: определите стиль и тип речи, найдите «данное» и «новое», понаблюдайте за способами и средствами связи предложений.

    [Что увидел доктор в балаганчике, внутри дома на колёсах?]

    На ящике горела керосиновая лампа. На стенках висели обручи, обтянутые папиросной бумагой, белой и розовой, длинные полосатые бичи с блестящими металлическими ручками, костюмы, осыпанные золотыми кружочками, расшитые цветами, звёздами, разноцветными лоскутами. Со стен глядели маски.

    У одной из стен стоял длинный деревянный стол. Над ним висели зеркальца, десять штук. Возле каждого зеркальца торчала свеча, приклеенная к столу собственным соком, стеарином.

2. Как вы думаете, кпкую роль играют в тексте причастные обороты?

    Упр. 580

1. Вдумайтесь в основную мысль фрагмента текста из повести «Сын полка» и постарайтесь объяснить, почему автор при описании палатки выбрал именно такой порядок слов: что? — где?

    В палатке было тесновато, но зато как всё было аккуратно, разумно разложено и развешано!

    Каждая вещь помещалась на своём месте. Хорошо вычищенные и смазанные маслом автоматы висели на жёлтых палочках, изнутри подпиравших палатку. Шинели и плащ-палатки, сложенные ровно, без единой складки, лежали на свежих еловых и можжевеловых ветках. Противогазы и вещевые мешки, покрытые чистыми суровыми утиральниками, были поставлены в головах вместо подушек.

            (По В. Катаеву)

2. Найдите причастные обороты, укажите их стилистическую роль. Объясните знаки препинания при них.

Возмите на заметку!

Порядок слов в текстах типа «описание места» определяется основной мыслью высказывания. Если его цель состоит в том, чтобы рассказать, какие предметы обстановки находятся в помещении, то сначала называется место (где?), а затем предмет (что?).

Если же нужно обратить внимание на состояние помещения (на то, что в комнате порядок и каждая вещь занимает своё место, или, напротив, показать, что в помещении царит полный беспорядок и всё лежит не там, где надо), то последовательность слов в предложениях меняется: сначала называется предмет (что?), затем место (где?). В этом случае предложения строятся по схеме:

    Упр. 581

Перестройте текст упр. 580 так, чтобы порядок слов соответствовал иному началу высказывания.

    В палатке было тесновато, но зато в ней было всё необходимое для походной жизни. На жёлтых палочках...

    Упр. 582

Определите тип речи. Почему в предложениях текста отсутствует «данное»?

Вдумайтесь в основную мысль текста: нужно ли сообщать о том, как располагались в комнате брата названные предметы и где именно они находились?

    Комната моего брата напоминала музей. Здесь всё говорило о его увлечении космонавтикой. Большая карта звёздного неба. Портреты Циолковского, Королёва, Гагарина. Цветные вырезки из журналов с изображением летающих космических аппаратов. Книги по астрономии, физике, математике.

    Возмите на заметку!

    В описании места «данное» может вообще отсутствовать, если автора не интересует, где именно располагается каждый предмет.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru