|
|
|
Типы речи. Описание
Описание места (продолжение)Упр. 574 1. Удачно ли в тексте второе предложение? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставьте его с предложением, данным в скобках. В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. (Около пня было много опят...) На срезе пня мягкой шапкой лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. А на кончиках лапок поблёскивали росинки смолы. (В. Астафьев) 2. Какие языковые средства использовал писатель, чтобы нарисовать картину? Какую роль в тексте выполняют определения? 3. Письменно перескажите текст от 3-го лица. Упр. 575 С указанными ниже словами составьте предложения, которые могли бы войти в описание места (например, квартиры, двора, классной комнаты, спортивной площадки, лесной поляны и т. д.). Можете воспользоваться и другими самостоятельно подобранными словами. Тянется, возвышается, приютился, прячется, занимает всю, зеленеют, краснеют, чернеют, белеют, раскинулся, пристроился. Упр. 576 Прочитайте текст. Определите тип речи. Найдите и устраните повторяющиеся слова (помните, что в описании места могут быть употреблены предложения без глагола-сказуемого). На столе лежит крупная спелая клубника. Чуть подальше стоит большой белый кувшин. Рядом с ним стоит банка с веточками чёрной и белой смородины. Около неё стоит тарелка с ягодами чёрной и белой смородины. А за тарелкой и банкой стоит металлическое блюдо с яркокрасной клубникой. Упр. 577 Улучшите текст и запишите его. Помните о способах создания выразительности в текстах этого типа речи. Недалеко от речки дом. Вокруг него сад. Слева растут яблони, справа сливы, перед домом груши, а за домом вишни и черешни. Около изгороди растут молоденькие берёзки. Упр. 578 1. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы. После каждого отрывка укажите тип речи (разновидность описания). 1) [Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью в старом доме у одинокой старушки.] Стёкла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и языч..к свечи отражался в них почему-то два раза. Вся мебель: диваны, столы, стулья — была сделана из светлого дерева, бл..стела от времени и пахла кипарисом, как иконы. (По К. Паустовскому) 2) [Комната у Назанского была ещё беднее, чем у Ромашова.] Вдоль стены у окна стояла узенькая, низкая, вся вогнувш..яся дугой кровать; у другой стены — простой некрашеный стол и две грубых табуретки. В ногах кровати пом..щался кож..ный рыжий ч..модан, весь облепленный железнодорожными бумажками. (По А. Куприну) 2. В предложениях найдите «данное» и «новое» и обозначьте их буквами д и н. Подчеркните средства связи. 3. Найдите причастные обороты и подчеркните их как члены предложения. Упр. 579. Учимся работать с текстом 1. Письменно перескажите фрагмент из сказки «Три толстяка» Ю. К. Олеши. Но сначала разберитесь в строении этого фрагмента: определите стиль и тип речи, найдите «данное» и «новое», понаблюдайте за способами и средствами связи предложений. [Что увидел доктор в балаганчике, внутри дома на колёсах?] На ящике горела керосиновая лампа. На стенках висели обручи, обтянутые папиросной бумагой, белой и розовой, длинные полосатые бичи с блестящими металлическими ручками, костюмы, осыпанные золотыми кружочками, расшитые цветами, звёздами, разноцветными лоскутами. Со стен глядели маски. У одной из стен стоял длинный деревянный стол. Над ним висели зеркальца, десять штук. Возле каждого зеркальца торчала свеча, приклеенная к столу собственным соком, стеарином. 2. Как вы думаете, кпкую роль играют в тексте причастные обороты? Упр. 580 1. Вдумайтесь в основную мысль фрагмента текста из повести «Сын полка» и постарайтесь объяснить, почему автор при описании палатки выбрал именно такой порядок слов: что? — где? В палатке было тесновато, но зато как всё было аккуратно, разумно разложено и развешано! Каждая вещь помещалась на своём месте. Хорошо вычищенные и смазанные маслом автоматы висели на жёлтых палочках, изнутри подпиравших палатку. Шинели и плащ-палатки, сложенные ровно, без единой складки, лежали на свежих еловых и можжевеловых ветках. Противогазы и вещевые мешки, покрытые чистыми суровыми утиральниками, были поставлены в головах вместо подушек. (По В. Катаеву) 2. Найдите причастные обороты, укажите их стилистическую роль. Объясните знаки препинания при них.
Упр. 581 Перестройте текст упр. 580 так, чтобы порядок слов соответствовал иному началу высказывания. В палатке было тесновато, но зато в ней было всё необходимое для походной жизни. На жёлтых палочках... Упр. 582 Определите тип речи. Почему в предложениях текста отсутствует «данное»? Вдумайтесь в основную мысль текста: нужно ли сообщать о том, как располагались в комнате брата названные предметы и где именно они находились? Комната моего брата напоминала музей. Здесь всё говорило о его увлечении космонавтикой. Большая карта звёздного неба. Портреты Циолковского, Королёва, Гагарина. Цветные вырезки из журналов с изображением летающих космических аппаратов. Книги по астрономии, физике, математике.
|
|
|