|
|
|
Типы речи. Описание
Описание места
Упр. 566. Учимся анализировать текст Что увидела Женя, случайно попав в дом к Тимуру? Найдите в тексте слова, которые называют предметы и место их нахождения (где находились эти предметы). Какие слова содержат главное в сообщении (являются «новым»)? [Она заглянула в соседнюю комнату.] Здесь стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа лежал старый, ободранный револьвер. Тут же у стола в облупленных и исцарапанных ножнах стояла кривая турецкая сабля. (А. Гайдар) Упр. 567 1. Прочитайте текст. Определите тип речи. Для этого найдите в предложениях текста «данное» и «новое», установите, что они обозначают. На вырубке вокруг старых чёрных пней было множество высоких красных цветов... Тут были и белые ромашки, звонцы, синие колокольчики, лиловое кукушкино платье — каких только цветов не было... А возле чёрных пней можно было ещё найти переспелую и очень сладкую землянику. (М. Пришвин) 2. Выпишите слова, называющие место нахождения предметов (где?). Упр. 568. Учимся употреблять средства языка Постройте описание места, включив в текст «новое». Прямо против двери .... С левой стороны от двери ..., справа .... Тут же .... Упр. 569 Запишите указанные ниже слова в два столбика: в один столбик — те слова, которые могут быть использованы как «данное» в описании места, в другой — те, которые могут быть употреблены как «данное» в повествовании. Укажите значение слов той и другой группы. Затем, близко, недалеко, после этого, невдалеке, на окне, позднее, поблизости, через некоторое время, через час, вблизи, возле, справа, немного позже, дальше, в нескольких шагах, наконец, около двери, тут же. Упр. 570 1. Определите тип речи. Выпишите из предложений слова со значением местонахождения предметов. Прямо против входной двери — большое квадратное окно в раме из цветных жёлтых стёкол. С левой стороны от входа, около стола, перпендикулярно к нему — письменный стол. Справа, посредине стены — коричневый кафельный камин. Сейчас же возле входной двери направо — шкаф с книгами. (По А. Куприну) 2. В чём особенность построения предложений этого текста?
Упр. 571 Прочитайте текст. Определите тип речи. Найдите в тексте недочёты и устраните их. Рядом с женщиной сидит девочка. Рядом с ней лежит их верный пёс. Рядом стоит корзина и ведро, полные грибов, и кувшин с ягодами.
Упр. 572 1. Можно ли считать данный фрагмент текста описанием места? Определите стиль речи этого отрывка. В чём особенность этого текста? Обратите внимание на глаголы; как автору удалось обойтись без глаголов есть, имеется, находится? Издали, с пригорка, спокойно поглядывают на приезжего длинные бревенчатые дома, вытянувшиеся в цепочку. С противоположной стороны подпирает село высокий холм. На холме шумит берёзовая роща. Под холмом — ключ. Над ним небольшой теремковый сруб. Между лесами затеряны поля, засеянные рожью, пшеницей и льном. (По Ю. Куранову)
Упр. 573 Спишите тексты. Вставьте вместо точек слова и выражения, помогающие писателю нарисовать предмет, охарактеризовать его. Определите тип речи этих текстов. 1) [Мы выходим на небольшую поляну.] Вокруг неё ... молодые берёзки. Посредине ..., как продолговатое зеркало, весенняя лужа, полная до краёв прозрачной снеговой воды. По поверхности лужи ... лягушки. (Г. Скребицкий) Для справок: оживлённо плавают, толпятся, синеет. 2) Круто с горы ... хвойный лес. Внизу, в глубоком ущелье, ... ручей. По склонам сопок ... уютные белые домики. (А. Кривель) Для справок: неслышно сочился прозрачной водой, спускался, рассыпались.
|
|
|