|
|
|
Типы речи. Повествование
§ 54. Описание состояния окружающей средыУпр. 648 Назовите известные вам разновидности описаний. Укажите, что общего у этих разновидностей, что их отличает от оценки, от повествования, от рассуждения. Упр. 649 1. Как вы понимаете значение слова состояние? Проверьте себя, обратитесь к школьному толковому словарю русского языка. 2. Одинаков или различен смысл предложений? Можно ли сказать, что эти предложения передают состояние природы? 1) Тишина. — Тихо. 2) Ветер. — Дует ветер. — Ветрено. 3. Придумайте примеры со значением состояния природы, продолжив каждый из указанных ниже рядов. 1) Темнеет — ... 2) Мороз — ...
Упр. 650 Посмотрите в окно. Какая погода сегодня на улице? Составьте и запишите несколько предложений со значением состояния природы. Упр. 651. Учимся анализировать текст Докажите, что представленные фрагменты являются описанием состояния природы. Для этого охарактеризуйте значение «нового» в предложениях. «Данное» есть в одном из них, найдите его. Определите способ связи предложений. 1) Тишина. Бормочет, плещется вода в Шуше. Лёгкие пряди тумана висят над кустарником в лощине. Сильно пахнет смородиной. (Ф. Абрамов) 2) В лесу тишина. Только шумят кусты, если продираться сквозь них, да шумят ели, когда ветер. (Ф. Абрамов)
Упр. 652 Прочитайте текст. В каких предложениях говорится о состоянии природы, в каких — о состоянии среды в помещении? Укажите в предложениях слова со значением состояния, то есть «новое»; назовите «данное», то есть слова, называющие то, что описывается. Выделите предложения, в которых «данное» опущено; объясните почему. На улице ночью мороз. Темно. А в комнате тепло и уютно. Горит светлая лампа. (По И. Соколову-Микитову)
|
|
|