|
|
|
Типы речи. Повествование
§ 54. Описание состояния окружающей среды (продолжение)Упр. 653 1. Представьте себе картины, нарисованные в текстах. К какому типу речи относятся отрывки? 1) [И вот он (мальчик) на улице.] Чёрное небо. Белый, скользкий, скрипящий под ногами снег. Беготня света и теней под фонарём на тротуаре. Вкусный запах зимнего воздуха. Всё как сон! (По А. Куприну) 2) Они сидят перед открытой дверцей печки. В комнате не зажжён свет, хотя уже сумерки. Тихо. Тепло. (Р. Достян) 2. Выпишите из каждого отрывка предложения со значением состояния среды. Отметьте в них «данное» (если оно есть) и «новое»; укажите части речи, которые называют состояние. 3. Найдите предложение со значением оценки. Охарактеризуйте его по цели высказывания и по интонации. Упр. 654 1. Познакомьтесь с фрагментами текста. К какому стилю и типу речи они относятся? Какие чувства возникают при чтении каждого фрагмента? Какими средствами языка авторы этого достигают? 1) Посветлело за окном. Улыбнулось из-за тучи солнышко. Загорелась на небе над рекою семицветная радуга. (И. Соколов Микитов) 2) Зазолотились макушки деревьев. Поднялось над землёй ослепительное солнце. Смеётся, играет лучами. (По И. Соколову-Микитову) 3) На дворе стояло серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанили в окна. Ветер плакал в трубах и выл как собака, потерявшая хозяина. (По А. Чехову) 2. Проведите лингвистический эксперимент: замените в текстах глаголы их видовыми парами. Изменятся ли нарисованные картины? Упр. 655. Учимся употрелять средства языка 1. Прочитайте сочинение ученика. Удалось ли автору нарисовать картину осеннего дня? Не ошибся ли он в выборе типа речи? За окном стоит ясный осенний день. На небе сияет яркое солнце. На улице дует прохладный ветерок. На земле лежат листья липы и каштанов. На небе нет ни облачка. 2. Укажите серьёзные недочёты в использовании языковых средств, допущенные при построении текста. Какие особенности построения описания состояния среды не учёл автор работы? Попробуйте улучшить текст; запишите свой вариант. Упр. 656 1. Выберите для каждого отрывка зачин (см. материал для справки). Следите, чтобы начало и продолжение соответствовали друг другу. 1) Небо посинело. В нём уже зажигались первые тусклые звёзды. Заря над лесом почти совсем погасла. (По Г. Скребицкому) 2) Замаслилась дорога. Снег во дворе осел и потемнел. В полдень на солнцепёке всё настойчивее барабанила капель. (По Е. Носову) 3) К утру деревья, телефонные провода, заборы покрылись лохматой изморозью. Солнце встало в каком-то зловещем ореоле. (По Е. Носову) 2. Докажите, что вы обеспечили единство темы и развитие мысли. Охарактеризуйте средства языка, которыми рисуется природа. 3. Какой зачин остался без продолжения? Какое развитие мысли он предполагает? Составьте и запишите несколько предложений, дорисовывающих начатую этим зачином картину. Для справки: Дело уже двигалось к весне.
|
|
|