Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Местоимение

§ 55. Какие слова называются местоимениями

    Упр. 664. Учимся читать и пересказывать лингвистический текст

Прочитайте и перескажите текст по частям.

1. Местоимения — это такие слова, которые обозначают лицо: я, ты; мы, вы; он (она, оно, они), а также указывают на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно: тот, этот, всякий, столько.

2. Что значит «не называя конкретно»?

Если вы не читали поэмы «Полтава», вы не сможете сказать, о ком говорит А. С. Пушкин в таких строках: Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза. Кто такой он?

Или ещё одна загадка: Одиноко он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне. О ком или, может быть, о чём говорит М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Утёс»?

3. Как видно из примеров, от именных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное) местоимения отличаются тем, что они ничего не называют, а лишь обозначают лицо или указывают на предмет, признак, количество вообще, неконкретно (абстрактно), беспредметно.

4. В речи всегда представлено слово, указывающее на конкретное значение местоимения. Так, если перед строками А. С. Пушкина поставить фразу Выходит Пётр, то станет ясно, что речь идёт о русском царе Петре: его глаза = глаза Петра, лик его = лик Петра, он прекрасен — Пётр прекрасен и т. д.

Станут понятными, конкретными и стихи М. Ю. Лермонтова, когда перед приведённым отрывком (см. п. 2) восстановим строку Но остался влажный след в морщине старого утёса. Ясно, что он — это утёс, на котором «ночевала тучка золотая», а «утром в путь она умчалась рано». Утёс же (он) остался одиноким, «тихонько плачет»... Это поэтический образ.

5. Местоимение, таким образом, само по себе (вне контекста) имеет только указательное значение. Но в речи, в тексте это значение становится конкретным, соотносится с определённым лицом, предметом, признаком, количеством.

    Упр. 665

Запишите полностью отрывки из поэмы «.Полтава» и стихотворения «Утёс», для чего выберите соответствующие строки из п. 4 (упр. 664) и соедините их со строками, данными в п. 2 этого же упражнения. В конце укажите авторов.

Местоимения подчеркните. На кого или на что указывают эти местоимения и на какие вопросы отвечают?

Какие слова называются местоимениями?

    Упр. 666

Замените повторяющиеся имена существительные, прилагательные, числительные подходящими местоимениями.

    1) Барсук — осторожный зверь. Охотится барсук ночью. Поэтому днём увидеть барсука нелегко. Норы барсука глубокие.

    2) В морях Северного Ледовитого океана воды холодные. Но холодные воды не только в этих морях. В Байкале, например, тоже холодные воды.

    3) В нашем классе 30 человек. 30 человек и в соседнем классе.

    Окончание >>>

     

 

???????@Mail.ru