|
|
|
Типы речи. Повествование
§ 54. Описание состояния окружающей среды (окончание)Упр. 657 1. Познакомьтесь с текстом. Сколько в нём картин, рисующих состояние природы? Как обозначен переход от одной картины к другой? Как изменились языковые средства, использованные автором? Весь сад шумел. Скрипели стволы. Качались невидимые вершины... И вот грохнуло, обрушилось всё небо. Упали и потекли капли дождя. Хлынул дождь. (По А. Н. Толстому) 2. Выполните синтаксический разбор первого и предпоследнего предложений. Упр. 658 Представьте себе, что вы готовитесь к сочинению-миниатюре на одну из тем: «Ливень», «Осенний дождик», «Метель», «Снег пошёл!». Подберите для сочинения по выбранной теме необходимые вам слова или словосочетания из указанных ниже. Дождь: сильный, проливной, небольшой, крупный, мелкий, моросящий, редкий, частый, косой, тёплый, холодный, весенний, грибной, внезапный, долгожданный; капли, струи, шум, шелест; начинается, идёт, льёт, хлещет, моросит, накрапывает. Снег: белый, чистый, свежий, старый, серый, грязный, сырой, мокрый, липкий, глубокий, рыхлый, пушистый, сверкающий, искрящийся; идёт, падает, валит, сыплет, кружится, кружит; сверкает, блестит, искрится, слепит глаза, переливается на солнце. Упр. 659 Используйте на выбор любые два предложения как зачины абзацев с описанием состояния среды. Создайте на их основе небольшие фрагменты текста и запишите. 1) В лесу (в комнате) тихо. 2) Над нами нависла тёмная туча. 3) И вот выглянуло солнышко. 4) Вся комната была залита солнцем. Упр. 660 1. Выделите в предлагаемых отрывках описания состояния среды. Покажите, какими словами текста оправдано появление этих описаний. Как они построены? Найдите в текстах повторяющиеся слова. Уместно ли они использованы? 1) В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука. В темноте пел пастуший рожок. За окнами едва заметно голубела заря. Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо — сон сразу прошёл. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой. Она была похожа на дым пожара, Мгла светлела, делалась всё прозрачнее. Сквозь неё уже были видны далёкие золотые и розовые облака. Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек. Листья осыпались с них частым и печальным дождём. (По К. Паустовскому) 2) Он медленно поворачивается и возвращается в комнату. Здесь всё неподвижно, как в сонном царстве. Спят двери, спят лампочки, спят половицы. Уснули вместе с хозяином. (Ю. Яковлев) 2. Выпишите предложения, в которых встречаются метафоры, олицетворения. Упр. 661. Учимся создавать текст По дороге из школы домой понаблюдайте за природой, готовясь к сочинению-миниатюре «Сегодняшний день». Выберите те признаки состояния среды, которые вы хотели бы передать, подберите языковые средства, необходимые для художественного описания состояния природы. Напишите миниатюру, предварите её одним-двумя предложениями, оправдывающими появление описания. Упр. 662 1. Представьте себе образы, созданные писателем К. Г. Паустовским в таких предложениях. 1) Леса моросили дождём облетавшей листвы. 2) День как будто дремал. 2. Напишите небольшую зарисовку на основе одного из этих образов. Выбранное предложение сделайте зачином или концовкой абзаца. Предварительно обдумайте отбор деталей, которые будете описывать, их расположение, языковые средства. Упр. 663 1. Представьте себе, что вы синоптик и ведёте наблюдения за погодой. Какую запись вы сделали бы сегодня в своём журнале? Определите для своей работы стиль и тип речи, отберите конкретное содержание. Сделайте соответствующую запись, указав не только число, но и час наблюдений. 2. А теперь посмотрите вокруг глазами художника. Каким вы видите сегодня ваш двор, сквер, лес, парк, бульвар? Создайте зарисовку, озаглавьте её. Каким стилем и типом речи вы воспользуетесь? Какие языковые средства подберёте?
|
|
|