|
|
|
Местоимение
§ 60. Указательные местоимения (окончание)2. Выпишите словосочетания с указательными местоимениями в роли зависимого слова, ставьте к местоимению вопрос: (какой?). Местоимение подчеркните как член предложения. 3. Разберите как часть речи два разных указательных местоимения и одно личное. 4. Выполните синтаксический разбор третьего предложения. 5. Сделайте лексический разбор выделенных слов. Упр. 690. Учимся читать и пересказывать лингвистический текст 1. Прочитайте текст. Выпишите самые важные, с вашей точки зрения, предложения, которые отражали бы суть информации. Алексей Александрович ШАХМАТОВ (1864—1920) — выдающийся русский лингвист и историк, имя которого широко известно во всём мире, человек исключительных дарований, редких душевных качеств. Современники так говорили об этом учёном: «У него должен учиться лингвист. У него следует учиться быть человеком».
А. А. Шахматов рано начал свою научную деятельность. Ему было только 17 лет, когда он опубликовал в крупном европейском журнале свою первую программную статью, а в 35 лет он становится самым молодым в истории русской филологии академиком. Интересы учёного многогранны. Он занимался проблемами происхождения восточнославянских народов и их языков, изучением и переводом древнерусских памятников. А. А. Шахматову принадлежит и целый ряд исследований по современному русскому языку. Одно из значительных — работа «Синтаксис русского языка». А. А. Шахматов являлся редактором академического «Словаря русского языка» (1891 —1916). 2. Перескажите текст. 3. Какие местоимения встретились вам в тексте? Определите их разряд. 4. Выполните лексический разбор выделенных слов. Упр. 691 Прочитайте устойчивые словосочетания. Выясните значение непонятных вам оборотов речи. Составьте и запишите пять-шесть предложений с любыми из данных словосочетаний. Ни то ни сё, то да сё, то ли дело, не на того напал, не с того конца (взялся), того и жди, не из той оперы, (платить) той же монетой, и был таков, где это видано, куда это годится, на что это похоже, этого ещё не хватало, не сойти мне с этого места, провалиться мне на этом месте, на этот счёт.
|
|
|