|
|
|
Речь. Текст
§ 66. Соединение в тексте разных типовых фрагментов (продолжение)Упр. 729 1. Познакомьтесь с отрывком из рассказа Ф. А. Абра1Чова. Определите стиль речи, тему и основную мысль текста. Какие типы речи использованы автором? Как вы объясните их выбор? Обратите внимание на построение предложений, на выбор средств языка. Дом стоял несколько в стороне от бараков. Такой же приземистый, неуклюжий. Но стены тут и там подновлены, окна покрашены белилами, а маленькое светлое крылечко сбоку, под навесом, ещё пахло смолой. Двери в сени и в комнату были раскрыты настежь. Я поднялся на крыльцо, миновал просторные сени и... Что за чудеса? Куда я попал? Огромное помещение — не то сарай, не то зал — и всюду берёзовые кусты. Кусты вдоль стен, от пола до потолка, кусты в простенках между окнами, и даже самые окна наполовину заставлены кустами. Из окон тянуло сквознячком, и листья на кустах шевелились, как на воле. Однако, осмотревшись, я стал замечать признаки человеческого жилья. Направо от двери, у окна, единственного на этой стене, стоял стол с тремя некрашеными табуретками. Напротив стола, прикрытая кустами, белела массивная печь. Потом у дальней стены, погружённой в зелёный сумрак, я разглядел ситцевую занавеску — там, очевидно, спали. 2. Составьте план и схему строения текста. 3. Напишите изложение по данному тексту. Предварительно проведите орфографическую подготовку: а) найдите краткие причастия и объясните их написание; б) подчеркните все орфограммы в слове некрашеными (табуретками) и объясните написание этого слова; в) запомните, как пишутся выделенные слова. Упр. 730 Проанализируйте сочинение вашей сверстницы: оцените соблюдение всех требований к построению текста; уместность выделения микротем; сочетание типов речи; оправданность отбора сведений; использование языковых средств. Там, где сочтёте нужным, проведите правку текста. Моя комнатаЯ очень люблю свою комнату. Около правой стены стоит кровать, на которой я сплю. Это очень хорошая кровать. На ней ко мне приходят интересные сны. Над кроватью висит красивый мохнатый ковёр, а на нём висит игрушечный лев. Я этого льва очень люблю. Когда я ложусь спать, всегда с ним разговариваю. Он мне желает спокойной ночи! Напротив кровати стоит шкаф. Когда я была маленькая, мне нравилось лазить в нём. Сейчас мне тоже нравится, но я там уже не помещаюсь. На шкафу стоит глобус. Я часто занимаюсь с ним. Там же стоит цветок. У него листья-ладошки на ножках одной длины. Их много. Они образуют шар вокруг горшка. Цветы этого цветка очень красивые. Они выпускают вверх длинную бледно-розовую стрелку. На ней распускаются небольшие, но красивые розовые цветы. У окна стоит мой рабочий стол. Это важная вещь в моей комнате, потому что за ним я провожу много времени. На столе лампа. Ещё важная вещь — полка с книгами. Она висит над столом. Книг у меня немного, но я их люблю. Мне хорошо жить в моей комнате. Упр. 731 Представьте себе, что вы участники конкурса на лучший проект оформления вашей классной комнаты. Создайте свой вариант и предложите его словесное описание. Предварительно решите, какого стиля, типа речи текст вы создаёте, какие требования к нему должны выполнить. 1 Упр. 732 1. Прочитайте текст и постарайтесь представить себе ту комнату, о которой идёт речь. В последней квартире поэта на набережной Мойки, 12, по сохранившимся документам и воспоминаниям современников воссоздан прежний облик некоторых комнат. Вот кабинет. Посреди комнаты письменный стол. Он отделан светлым красным деревом, верхняя доска крыта кожей с рисунком. У стола выдвижные доски, которые позволяют сильно увеличивать его размеры. По бокам — выдвижные ящики. На прикреплённой медной дощечке выгравировано: «Письменный стол А. С. Пушкина. 1837». На столе, как и при жизни поэта, — его любимая бронзовая чернильница с арапчонком. Основание её сделано в виде лежащей книги. В центре — фигура негра, опирающегося на якорь. По обеим сторонам от него — футляр для чернильницы и песочница. Рядом с чернильницей лежит перо Пушкина. Оно обгрызенное, со следами чернил. Здесь же масляная лампа, нож для разрезания бумаги, колокольчик, визитная карточка. Недалеко от стола старинное тяжёлое кресло красного дерева с откидной спинкой. Спинка и сиденье мягкие, крытые полосатой материей. У кресла низкие подлокотники и выдвигающаяся скамеечка для ног. Все вещи, принадлежавшие поэту, дороги для нас. Это народные реликвии. (По Л. Февчуку) 2. Проанализируйте, как построен этот текст: какова его основная мысль и как она раскрывается; какие типы речи использует автор, почему и как их соединяет; какие средства языка помогают точнее изображать детали; каков способ связи предложений. Постарайтесь составить схему строения текста. 3. Объясните значение выделенного слова. Проверьте себя по толковому словарику. Упр. 733 Представьте себя экскурсоводом. Подготовьте текст экскурсии. Для этого вы можете пересказать текст о кабинете А. С. Пушкина на Мойке (см, упр. 732) или по этому образцу составить письменное описание кабинета А. С. Пушкина в Михайловском или кабинета М. Ю. Лермонтова в Тарханах, воспользовавшись фотографиями на вклейке (с. 15).
Упр. 734 1. Определите, какие виды описаний соединяются в приведённых ниже текстах, и покажите это в схемах их строения, Объясните, почему возникла необходимость такого соединения. Какими средствами языка передаются в текстах признаки предмета и состояние среды? 1) Изба в самом деле первый сорт. Двери филёнчатые, крашеные, и пол тоже крашеный, цвета луковой шелухи. Потолок по-городскому белый, обклеен газетами. На стенах висят фотографии и грамоты, которые мать наполуча- ла. Ещё рога лосиные между окнами. На подоконниках, в золотых банках от консервов, цветы растут, называются «ванька мокрый». Перед дождём «ванька» плачет; вот и сегодня поблёскивают, слезятся листочки, и мелкие алые цветы съёжились, потемнели, как затухающие угольки... Нет, стыдиться нечего — красиво в избе. (По Э. Шиму) 2) Мы с приятелем Санькой продираемся через кусты на речном берегу. Тут сыро, топко. Жижа под ногами чавкает. Ветки царапаются. И пичуга из себя выходит: перепархивает рядом, хвостом дёргает. Пискнет и зашипит, как змея. Пискнет и зашипит. И цвет-то у неё противный. Бурый какой-то, тусклый. Будто в грязи вывалялась. (По Э. Шиму) 2, Письменно перескажите один из текстов. Сохраните типологическую структуру текста. Упр. 735. Учимся создовать текст 1. Перед вами художественная зарисовка шестиклассника «Нежданный снег». Понаблюдайте, как строит свою зарисовку ученик, какие типы речи он соединяет, как обрамляет основную часть сочинения. Что, на ваш взгляд, удалось ему; видите ли недочёты в использовании средств языка? Я вышел на улицу. Стоит утро. Вокруг пасмурно и прохладно. Стоит тишина. Дует только слабый ветерок. И вдруг неожиданно, как в сказке, начал валить снег. Он стал идти крупными хлопьями. И вот уже он лежит на тротуарах. Белый, липкий, с сероватым оттенком, как небо. Он тяжёлый, и ветки прогнулись от тяжести. Снег падает на пальто, на руки и сразу тает. Но вот ветер начал дуть сильнее. И снег стал попадать в лицо, стал забираться за воротник. Темно стало вокруг. Неожиданный был снег сегодня утром! Но всё равно скоро весна! 2. Улучшите текст, усилив выразительность частей, в которых описывается состояние природы; обратите внимание на построение предложений и на выбор глаголов. Упр. 736 Познакомьтесь с сочинением-миниатюрой «Закат», которое написал ваш сверстник. Какова основная мысль, намеченная автором? Раскрыта ли она? Фрагмент с каким значением желателен в этом сочинении? Если можете, дополните зарисовку недостающей частью. Из нашего окна хорошо виден закат. Я часто любуюсь им. Солнце так красиво освещает небо, деревья, крыши домов. Замечательные бывают закаты!
|
|
|