Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Речь. Текст

§ 66. Соединение в тексте разных типовых фрагментов

В тексте обычно используется не какой-либо один тип речи, а их сочетание. Соединение разных типовых фрагментов должно быть оправдано замыслом автора, основной мыслью высказывания.

    Упр. 724. Учимся анализировать текст

1. Познакомьтесь с текстом. С какого типа речи начинается отрывок? Почему этот тип речи прерывается? Какой новый типовой фрагмент вводится автором, чтобы нарисовать картину, увиденную мальчиками?

В каком предложении содержится основная мысль описания? Каково значение этого предложения?

    В это утро мы с Серёжей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружьецо, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!

    Сквозь поредевшую листву старых яблонь внизу под нами синела река. А за рекой, далеко-далеко виднелись скошенные, опустевшие луга с потемневшими от дождя стогами сена, жёлтые перелески. И над всем этим осенним простором в прохладном прозрачном небе плыли одинокие облака.

            (По Г. Скребицкому)

2. Рассмотрите схему прочитанного вами текста. Найдите в этом тексте соответствующие схеме типовые фрагменты.

    Упр. 725

1. Перед вами два отрывка из рассказа А. С. Серафимовича «Три друга».

Какие типовые фрагменты речи в них использованы? Почему в одном отрывке описание места даётся подробно, а в другом — кратко, в одном предложении?

В каждом из фрагментов отметьте слова, которые определяют тип речи.

    1) Ванятка обернулся в другую сторону и, приложив руку козырьком, стал глядеть. Под горой, за хутором, раскинулся луг. По лугу извилисто блестела речка, темнели вербы, а дальше, теряясь обоими концами, как жёлтая ниточка, тянулась линия железной дороги. Телеграфные столбы стояли тоненькими палочками, и тихонько ползла длинная сороконожка — поезд. Чуть белел передвигающийся дымок.

    Потом Ванятка стал смотреть в ту сторону, где в сухом тумане пропадали рельсы, — там был город.

    2) Ванятка что есть духу пустился по дороге, обжигая босые ноги о горячую пыль, обогнул сад и, задыхаясь, вбежал на гору.

    Внизу за хатами открылся луг, блестевшая в зное река, ниточка железной дороги. Но Ванятка ничего этого не видел, он пустился бежать к трём курганам, которые стояли, как три брата.

    Иногда Ванятка с размаху садился на землю, хватал обеими руками ногу, выворачивал подошву, подтаскивая её к самому лицу, слюнями оттирал налипшую пыль и грязь и, схватив чёрными ногтями воткнувшуюся колючку, выдёргивал и опять пускался бежать.

2. Соотнесите каждую из приведённых схем с тем отрывком, к которому она относится; укажите типы речи и объясните строение текстов.

3. Выпишите фрагмент текста «описание места». Отметьте в предложениях «данное» и «новое».

    Упр. 726. Учимся работать с текстом

1. Перед вами сочинение на тему «Как я однажды искал грибы». Найдите в нём части рассказа: вступление, развитие действия, кульминацию, заключение.

    Один раз я пошёл по грибы в дальнюю рощу. По дороге заходил в разные перелески, но нигде ничего не находил. Наконец я пришёл в своё заветное место. Там тоже было пусто. Решив побродить ещё немного, я начал углубляться в лес. Вдруг густые заросли кончились, и я вышел на поляну. На этой поляне тут и там росли самые разные грибы. Долго я любовался этой картиной. Налюбовавшись, кинулся собирать грибы.

    Домой я вернулся с полной корзиной.

2. Какой тип речи у автора преобладает? Какой, по вашему мнению, следовало бы ещё включить? Почему?

3. Вообразите картину, которая поразила автора. Допишите за него недостающий фрагмент, предварительно найдя место в тексте, куда его следовало бы вставить. Покажите это, построив схему текста.

    Упр. 727

Прочитайте текст; определите его тему и основную мысль. Найдите части, в которых они высказаны. Определите типы речи, которые использовал автор. Чем, по вашему мнению, объясняется их выбор?

    Вот картина. На ней изображён тёплый закатный вечер. Под высоким небом — бескрайняя пашня. Около трактора прямо на земле — трактористы и девочка. Старший отрезает от каравая большие ломти душистого хлеба. Он спокоен, нетороплив. Ты заметил, на нём выгоревшая военная фуражка, — он бывший фронтовик.

    Второй герой картины — подросток. Он лежит на траве и ждёт, когда нальют ему молока.

    А это девочка. Сколько ей лет? Наверное, не больше тринадцати. Аккуратно, по-хозяйски наливает она молоко в миску — как бы не разлить.

    Посмотри, как прекрасны в картине и природа при закате солнца, и эта девочка в светлом платьице, которое лучами солнца превращено в сверкающий яркий наряд. И распаханная сочная земля, и небо, и даже каждая травинка.

            (И. Ракша)

    Упр. 728

Рассмотрите на цветной вклейке (с. 9) репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова (1893—1972) « Ужин трактористов ».

Ужин трактористов. Картина художника А. А. Пластова

Предложите своё описание картины, предварительно продумайте его план. Если сочтёте нужным, используйте прочитанный текст.

Следите за построением типов речи и их соединением.

В тексте может соединяться несколько типов речи. Например, часто в различных сочетаниях встречаются описание места, описание предмета, описание состояния, оценка действительности. В зависимости от замысла автора они могут соединяться с повествованием.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru