|
|
|
Речь. Текст
§ 66. Соединение в тексте разных типовых фрагментов
Упр. 724. Учимся анализировать текст 1. Познакомьтесь с текстом. С какого типа речи начинается отрывок? Почему этот тип речи прерывается? Какой новый типовой фрагмент вводится автором, чтобы нарисовать картину, увиденную мальчиками? В каком предложении содержится основная мысль описания? Каково значение этого предложения? В это утро мы с Серёжей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружьецо, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо! Сквозь поредевшую листву старых яблонь внизу под нами синела река. А за рекой, далеко-далеко виднелись скошенные, опустевшие луга с потемневшими от дождя стогами сена, жёлтые перелески. И над всем этим осенним простором в прохладном прозрачном небе плыли одинокие облака. (По Г. Скребицкому) 2. Рассмотрите схему прочитанного вами текста. Найдите в этом тексте соответствующие схеме типовые фрагменты.
Упр. 725 1. Перед вами два отрывка из рассказа А. С. Серафимовича «Три друга». Какие типовые фрагменты речи в них использованы? Почему в одном отрывке описание места даётся подробно, а в другом — кратко, в одном предложении? В каждом из фрагментов отметьте слова, которые определяют тип речи. 1) Ванятка обернулся в другую сторону и, приложив руку козырьком, стал глядеть. Под горой, за хутором, раскинулся луг. По лугу извилисто блестела речка, темнели вербы, а дальше, теряясь обоими концами, как жёлтая ниточка, тянулась линия железной дороги. Телеграфные столбы стояли тоненькими палочками, и тихонько ползла длинная сороконожка — поезд. Чуть белел передвигающийся дымок. Потом Ванятка стал смотреть в ту сторону, где в сухом тумане пропадали рельсы, — там был город. 2) Ванятка что есть духу пустился по дороге, обжигая босые ноги о горячую пыль, обогнул сад и, задыхаясь, вбежал на гору. Внизу за хатами открылся луг, блестевшая в зное река, ниточка железной дороги. Но Ванятка ничего этого не видел, он пустился бежать к трём курганам, которые стояли, как три брата. Иногда Ванятка с размаху садился на землю, хватал обеими руками ногу, выворачивал подошву, подтаскивая её к самому лицу, слюнями оттирал налипшую пыль и грязь и, схватив чёрными ногтями воткнувшуюся колючку, выдёргивал и опять пускался бежать. 2. Соотнесите каждую из приведённых схем с тем отрывком, к которому она относится; укажите типы речи и объясните строение текстов.
3. Выпишите фрагмент текста «описание места». Отметьте в предложениях «данное» и «новое». Упр. 726. Учимся работать с текстом 1. Перед вами сочинение на тему «Как я однажды искал грибы». Найдите в нём части рассказа: вступление, развитие действия, кульминацию, заключение. Один раз я пошёл по грибы в дальнюю рощу. По дороге заходил в разные перелески, но нигде ничего не находил. Наконец я пришёл в своё заветное место. Там тоже было пусто. Решив побродить ещё немного, я начал углубляться в лес. Вдруг густые заросли кончились, и я вышел на поляну. На этой поляне тут и там росли самые разные грибы. Долго я любовался этой картиной. Налюбовавшись, кинулся собирать грибы. Домой я вернулся с полной корзиной. 2. Какой тип речи у автора преобладает? Какой, по вашему мнению, следовало бы ещё включить? Почему? 3. Вообразите картину, которая поразила автора. Допишите за него недостающий фрагмент, предварительно найдя место в тексте, куда его следовало бы вставить. Покажите это, построив схему текста. Упр. 727 Прочитайте текст; определите его тему и основную мысль. Найдите части, в которых они высказаны. Определите типы речи, которые использовал автор. Чем, по вашему мнению, объясняется их выбор? Вот картина. На ней изображён тёплый закатный вечер. Под высоким небом — бескрайняя пашня. Около трактора прямо на земле — трактористы и девочка. Старший отрезает от каравая большие ломти душистого хлеба. Он спокоен, нетороплив. Ты заметил, на нём выгоревшая военная фуражка, — он бывший фронтовик. Второй герой картины — подросток. Он лежит на траве и ждёт, когда нальют ему молока. А это девочка. Сколько ей лет? Наверное, не больше тринадцати. Аккуратно, по-хозяйски наливает она молоко в миску — как бы не разлить. Посмотри, как прекрасны в картине и природа при закате солнца, и эта девочка в светлом платьице, которое лучами солнца превращено в сверкающий яркий наряд. И распаханная сочная земля, и небо, и даже каждая травинка. (И. Ракша) Упр. 728 Рассмотрите на цветной вклейке (с. 9) репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова (1893—1972) « Ужин трактористов ».
Предложите своё описание картины, предварительно продумайте его план. Если сочтёте нужным, используйте прочитанный текст. Следите за построением типов речи и их соединением.
|
|
|