Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Речь

§ 9. Что мы знаем о тексте (окончание)

    Упр. 80. Учимся читать художественный текст

    Упр.

1.Прочитайте текст.

    Август. И на Севере очень часто стоит плохая погода. Но и в плохую погоду, и в солнце я выхожу рано утром из дому и иду в лес. Там я охочусь и собираю грибы или просто перехожу с поляны на поляну и смотрю на белые ромашки, которых здесь множество. Мало ли что можно делать в лесу!

    Можно сесть на берег озера и сидеть неподвижно. Прилетят утки, опустятся на воду совсем рядом. Сначала они будут сидеть, прямо вытянув шеи, потом начнут нырять, плескаться, сплываться и расплываться. Я слежу за ними одними глазами, не поворачивая головы.

    Потом выйдет солнце из-за туч, прорвётся через листья над моей головой и запустит золотые дрожащие пальцы глубоко в воду. Тогда становятся видными длинные ржавые стебли кувшинок. Возле стеблей показываются большие рыбы. Они застывают в солнечном луче, не шевеля ни одним плавником, будто греются или спят. И мне очень странно следить за ними. Глядя на них, сам цепенеешь и воспринимаешь всё, как сквозь сон.

    Мало ли что можно делать в лесу! Можно просто лежать, слушать гул сосен и думать.

      (Ю. Казаков)

2. Определите тему текста.

Найдите обобщающее предложение, в котором выражена основная мысль текста. Как эта мысль раскрывается в отрывке?

3. Сколько микротем в тексте? Назовите каждую микротему. Запишите план текста.

4. Обратите внимание на ритмичность и музыкальность речи, Какая фраза, повторяющаяся в первом абзаце и в конце отрывка, задаёт интонацию всему тексту, организует высказывание, делает его закруглённым, законченным?

Ещё раз выразительно прочитайте текст вслух.

5. Подумайте, как автору удалось передать своё отношение, свою любовь к родной природе. Оцените с этих позиций содержание высказывания и использованные в тексте языковые средства.

    Упр. 81. Учимся создавать текст

Любите ли вы сами бывать в лесу (в поле, в горах, на реке, на море)? Чем вы обычно там занимаетесь?

Напишите об этом так, чтобы можно было не только узнать о ваших увлечениях, но и представить себе ваши занятия, почувствовать, что всё это вы действительно любите. Какой стиль речи вы изберёте?

Вы можете назвать своё сочинение словами из текста «Мало ли что можно делать (в лесу)!» и использовать в качестве образца текст упр. 80.

Готовясь к сочинению, продумайте тему и основную мысль, выделите микротемы, составьте план, укажите предполагаемые типы речи, заготовьте рабочие материалы — слова и выражения, которые помогут вам создать яркий, выразительный текст.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru