Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

Тексты и стили

§ 11. Публицистический стиль (окончание)

67. Прочитайте начало выступления академика А. Д. Сахарова в связи с присуждением ему в 1975 году Нобелевской премии. Докажите, что текст обладает приметами публицистического стиля.

    Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета!

    Глубокоуважаемые дамы и господа!

    Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции.

    Я глубоко благодарен за присуждение мне высокой, волнующей награды — Нобелевской премии мира — и за предоставленную возможность выступить сегодня перед вами...

68. Найдите в Интернете публицистические выступления политиков, деятелей культуры, спорта и др. К кому обращены эти высказывания, какие задачи ставили авторы? Одно выступление охарактеризуйте устно.

69. Вообразите, что вам предстоит выступить в актовом зале, на школьной площадке, в классе и т. д. Ваша задача - убедить слушателей, что необходимо прийти в ближайший выходной день для того, чтобы помочь в создании школьного музея (в восстановлении памятника культуры и т. д.). Составьте устное выступление-обращение в публицистическом стиле. Уточните свою тему. Запишите развёрнутый план, рабочие материалы к нему. Потренируйтесь дома в устном выступлении.

70. Свободный диктант. Сформулируйте основную мысль текста. Укажите языковые средства публицистического стиля.

    Вдоль реч(?)ки уничтожили в..твистые вербы, и реч(?)ка обм..лела, а летом совсем пересохла.

    Предвижу возр..жения: в..лика беда. Реч(?)ка-то (не)суд..ходная, (не)промысловая.

    Да, но откуда же суд..ходные реки берут свои воды? Из таких же малых рек. Они — неотъемлемая часть единого пр..родного комплекса. А коли так, нельзя же было в порыве деловых увл..чений её губить.

    Деревьев (не)стало — (не)стало реч(?)ки, реч(?)ки не стало — перев..лась рыба, и..чезли реки. И так по цепочке. В пр..роде всё в равновес... Эту взаимосвязь легко разрушить, а во(с, сс)тановить гораздо труднее.

    Обществу нужны строгие законы об охране пр..роды. К сож..лению, даже к тем, которые имеются, мы обр..щаемся ре..ко. Поэтому неудивительно, что вместо парков — серые, мало радующие глаз здания, на месте речек — высохшие овраги, а вместо озёр и прудов— засохшие, покрытые серым илом огромные чаши, нав..дящие п..чаль и тоску.

(По Т. Афасижеву)

71. Всегда ли положительно влияние технического прогресса на окружающую среду? Обсудите в классе эту проблему. Пусть в полилоге прозвучат различные точки зрения. Обобщите высказанные мысли устно или письменно.

Примерные темы.

    1. Технический прогресс и озоновые «дыры».
    2. Не хожу я купаться на нашу речку.
    3. Как влияет технический прогресс на изменения климата планеты?
    4. Почему уменьшается численность белых медведей?
    5. АЭС: за ними будущее или будущее без них?

Вы можете предложить и другие темы для обсуждения.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru