Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

Тексты и стили

§ 11. Публицистический стиль

Особенности публицистического стиля определяются его задачей - воздействовать, повлиять на мысли, чувства, поведение, поступки читателей и слушателей. Публицистические произведения посвящаются актуальным общественным вопросам. Эти произведения часто встречаются в газетах (репортаж, интервью, очерк и др.), в выступлениях по радио и на телевидении.

Прочитайте заметку из газеты для школьников «Большая перемена». Определите её тему. С какой целью написана заметка? В какой её части представлена информация о событиях, в какой - передаётся эмоциональная оценка события? • Какие устойчивые обороты использованы в тексте? С помощью каких языковых средств создаётся эмоциональность речи во второй части текста?

    После того как областные власти взяли курс на развитие и популяризацию массового спорта, жить в нашем регионе стало интереснее. В августе в тверском Дворце спорта «Юбилейный» прошёл праздник «Илья Ковальчук собирает друзей». А в сентябре в Тверской области побывали только что вернувшиеся с летних Олимпийских игр в Афинах известные гимнасты Алина Кабаева и Алексей Немов. Олимпийцы прилетели в нашу область с благородной целью: зажечь огонь и поднять флаг первой в истории Тверского края олимпиады среди детских домов и школ-интернатов.

    Церемония открытия олимпиады получилась не хуже, чем в Афинах. И огонь настоящий, и эмоции нешуточные! А ведь всё, что случается впервые, запоминается надолго! И когда юные олимпийцы поднимутся на мировой пьедестал (а это обязательно случится!), они наверняка вспомнят этот первый в их жизни олимпийский огонь, который зажёгся на родной Тверской земле.

(По А. Миронову)

64. В очередном номере газеты или журнала найдите примеры публицистических текстов. Докажите, что они принадлежат именно к этому стилю.

65. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. С помощью каких языковых средств создаётся эмоциональность, образность текста? Сделайте выводы о языковых особенностях данного публицистического произведения. • Из первого абзаца выпишите слова с пропусками и скобками. Спишите второй абзац.

    Я долго стоял на берегу родной реки, радуясь и п..чалясь, невольно вспом..ная давние, навсегда отжитые врем..на, думая о великих св..ршениях и переменах. Трогательно связана моя жизнь с этой маленькой реч(?)кой, тонущей в зелёных кудрявых берегах. Здесь прошло моё детство, перед глазами впервые раскрывался живой радос(?)ный мир. Здесь услышал я русскую ладную реч(?), слушал чудес(?)ные народные песни. И здесь же почу(?)ств..вал, полюбил материнское тепло родной земли, родившей меня и вскормившей.

    Пройдут врем..на, думаю я теперь, и пок..ления людей спрос..т у нас о пережитых и пережива..мых нами величественных и трагических днях. Надо помнить живших на русской земле дедов и отцов наших, создавших могучий язык, на котором мы пиш..м и говорим.

(И. Соколов-Микитов)

66. Прочитайте фрагменты из речи Исократа (436-338 до н. э.). Уточните, кто такие Исократ, хиосцы, родосцы, византийцы. Где вы будете искать информацию о них?
Что утверждает Исократ? К чему призывает? Какие средства он использует, чтобы сделать свою речь убедительной?
Прочитайте речь Исократа так, чтобы слушатели прониклись убеждённостью оратора.

    Мы пришли сюда, чтобы обсудить вопрос о войне и мире, который имеет величайшее значение в жизни людей...

    Я утверждаю, что нам необходимо заключить мир не только с хиосцами, родосцами, византийцами... но со всем человечеством, и мирный договор должен... предусматривать автономию эллинов, вывод гарнизонов из чужих городов и сохранение каждым своей территории. Ведь не придумать более справедливого и более выгодного для нашего города мирного договора, чем этот.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru