|
|
|
Причастие
§ 14. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
Проанализируйте словосочетания. В каком из них причастие является зависимым словом, а в каком - главным?
Прочитайте предложения. Назовите причастия. Какое существительное они определяют? В каких предложениях причастие имеет при себе зависимое слово? На каком месте по отношению к определяемому существительному находится причастие с зависимым словом? I. Опавшие листья шуршали под ногами. II. Опавшие с тополя листья покрывали дорожку. Листья, опавшие с тополя, покрывали дорожку.
85. Спишите сначала предложения с причастными оборотами, затем - с одиночными причастиями. В предложениях первой группы заключите определяемое слово в прямоугольник и от него к причастному обороту поставьте вопрос; в предложениях второй группы соедините стрелкой причастие со словом, от которого оно зависит, и поставьте вопрос.
1. Под ведёрком высилась груда раскалённых углей с меняющимися оттенками. 2. Володя выловил ложкой дымящу..ся паром картоф..лину. 3. Ведёрко было снято с закопчённой, обуглившейся палки. 4. Володя доставал из ведёрка горяч.. картоф..лины с потрескавш..йся кожицей и разбрасывал их по мешку, чтобы они остывали. 5. Небо было всё в звёздах, излучающ..х ровный, тихий свет. 6. Иван предл..жил взобраться на (не)высокий глинистый бугор, поросший кустарником, и посмотреть на реку. 7. Потом они вернулись к потухшему костру и начали укладываться спать. 8. Изредка доносились ночные ш..рохи и звуки, пр..глушённые лесом. (В. Баныкин)
Прочитайте предложения. На каком месте стоит в них причастный оборот: до определяемого им существительного или после него? В каком случае он выделен запятыми?
86. Прочитайте и озаглавьте текст. К какому типу речи он относится? • Выпишите сначала предложения с причастными оборотами, а затем остальные. Причастные обороты и одиночные причастия подчеркните, определяемые ими существительные заключите в прямоугольник, расставьте пропущенные запятые. Обозначьте часть слова, в которой находится вставленная орфограмма. Вокруг дуба толпились ребята (с, з)бежавшиеся с соседних дворов. Они показ..вали пиль(ч, щ)икам рисунки изобр..жавшие старый дворовый дуб от..гчённый густой кроной. Тогда пиль(ч, щ)ики нехотя поднялись, оставив пилу в пропиленн..й расщелин.. ствола. Пользуясь тем, что они отошли, ребята поспешили выдернуть пилу из раны нанесённ..й старому дереву. Они решили пол..жить пластырь обв..зать тряпками поражённое место и т..рпеливо ждать лета. Дуб стоял с переб..нтованным стволом. (По Л. Кассилю)
|
|
|