|
|
|
Причастие
Повторение: Повторение (окончание)174. Вспомните виды орфограмм, изученные в теме «Причастие», и запишите по три примера, обозначая в них эти написания. 175. Отберите и систематизируйте материал, составьте таблицу «Одна и две буквы н в прилагательных и причастиях». Поместите слева в графах названия частей речи, а справа - количество букв н. Заполните её примерами. 176. Свободный диктант. В каком стиле написан текст К. Паустовского? Обозначьте использованные вами причастные обороты. Назовите условия выбора одной и двух букв н в прилагательных и причастиях. КРЫМ (Не)сколько лет (на)зад мне пр..шлось плыть зимой на теплоход.. из Батуми на север. После Туапсе теплоход уш..л в открытое море, чтобы обойти лед..ной шторм, бушевавший у берегов Новороссийска.
177. Распределите причастия на группы по видам орфограмм на месте пропусков, обозначая условия выбора гласных букв в суффиксах. Составьте два-три предложения, используя любые из данных сочетаний слов. Трава, колебл..мая ветром; стел..щееся растение; кол.щийся кустарник; засе..нные поля; обнаж..нный лес; освеж..ные луга; сырой пух облаков, подгоня..мых ветром; на издали вид..мых холмах; чуть брезж..щий рассвет; скач..щие всадники; легко дыш..щий, взбира..щийся к вершине альпинист; натруж..нные руки; стро..щейся гидроэлектростанцией . 178. Прочитайте. Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному. Причастия и множество необходимых слов обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт и пр., заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. (А. Пушкин) 179. Приведите примеры предложений с причастными оборотами из произведений А. Пушкина (упр. 97, 98, 114, 127, 134); подберите собственные примеры из прозаических произведений. Он писал: «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей...» Проанализируйте подобранные вами фрагменты с учётом оценки А. Пушкиным роли причастия и требований к языку прозы.
|
|
|