Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

Причастие

Повторение: Причастие

Контрольные вопросы и задания

    1. Дайте определение причастия.
    2. В чём заключается разница между действительными и страдательными причастиями?
    3. Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?
    4. Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-)? в суффиксах -ем-, -им-?
    5. В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а (я), в каких — е?
    6. Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?
    7. Когда пишется одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов?
    8. Расскажите о правописании не с причастиями.
    9. Что такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?

168. Просмотрите раздел о причастии. Какие слова с непроверяемыми орфограммами вам встретились? Продиктуйте их друг другу. Работайте парами.

169. Прочитайте сведения о причастиях в § 12-27. Составьте сложный план и подготовьте сообщение о причастии как о части речи. Приведите примеры. В каком стиле речи вы будете строить своё высказывание о причастии?

170. Определите тип и стиль текста. Озаглавьте его, используя предложение, в котором выражена основная мысль описания. Над действительными причастиями надпишите букву д., над страдательными - с. Какого вида эти причастия? Обозначьте причастные обороты. Краткое причастие подчеркните как член предложения.

    А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими3 звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом.

(А. Чехов)

171. Образуйте от данных глаголов причастия и заполните ими таблицу «Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени». Обозначьте суффиксы причастий.

причастия

    Видеть, расположиться, принимать, вырастить, развешивать, прискакать, прибирать, бороться.

172. Спишите, расставляя пропущенные запятые при причастных оборотах.

    1. На те(р, рр)асе обращ..нной к саду с..дели в креслах брат и сестра. 2. Из сада на б..лкон вбежал Сергей прыгавший через три ступеньки и ост..новился у перил. 3. Позади Сергея шёл Никита улыбавшийся застенчиво и добро. 4. Круглая крыша беседк.. и шесть колонн сильно облупл..нных отр..жались в тёмн..м с оранж..выми отблесками пруду. 5. Вода в пруду была покрыта листьями опавшими с деревьев росших по его берегам.

(По А. Толстому)

173. Выпишите сначала предложения, в которых не со словом пишется раздельно, потом в которых слитно. Подчеркните причастия как члены предложения.

    1. За тёмной прядью перелесиц, в (не)колебимой син..ве, ягнёночек — кудрявый месяц — гуля..т в голубой траве. (С. Есенин) 2. Как (не)иссякаемый родник, долговечна память народов. (М. Шолохов) 3. К дому вела (не)прорытая, а протопта(н, нн)ая дорожка. 4. Необычайны, (не)иссякаемы лесные и охотничьи наши богатства. (Д. Мамин-Сибиряк)

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru