Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

Повторение изученного в 5—6 классах

§ 3. Лексика и фразеология

    Что изучается в лексике?

    Что изучается во фразеологии?

    Найдите в «Толковом словаре» (с. 209-212) какое-либо многозначное слово. Что общего имеют все значения этого слова?

    Что такое синонимы? антонимы?

    Приведите (из известных вам литературных произведений) примеры диалектных, профессиональных слов, жаргонизмов, устаревших слов (архаизмов и историзмов).

13. В каких значениях употреблены выделенные слова? Есть ли у них синонимы и антонимы? Назовите виды орфограмм на месте скобок.

    Туман и..чезал. Ре(д, т)кие кустики у дорог.., облитые мя..ким солнечным светом, радос(?)но топо́рщились зелёной листвой. (В)них пересвистывались птицы. Ласточ(?)ки, словно родившись из мутновато(голубого) неба, по..вились над головами, св..ркнули белыми грудками и умчались, ра..таяли, оставив о себе лишь во..поминание.

(По В. Тендрякову)

14. Прочитайте. Передайте чувство удивления и восхищения, которое вызвал у автора голубой цвет. В каком значении употреблено выделенное слово? Спишите, расставляя в последнем предложении пропущенные знаки препинания. • Какой из синонимов к слову кудрявый (см. рамку) не употребляется при характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником?

    Наклоняюсь3 к голубому цве..ку и с уд..влением узнаю в нём Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного3 цве..ка, всем извес(?)ного ивана-да-марьи. По правд.. говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листочков, а только цвет его ф..олетовый, за что его и называют цве..ком. Настоящий цветок, с пест..нами и тычинками—только ж..лтая Марья. Это от Марь.. упали на эту осе(н, нн)юю землю1 семена, чтобы в нов..м году опять покрыть эту землю Иванами да Марьями. Пров..жая глазами голубой цветок поз(?)ней осени я говорю пот..хоньку Иван Иван где теперь твоя1 Марья.

(М. Пришвин)

15. Назовите по три специальных слова (термина), с которыми вы познакомились на уроках русского языка, литературы, физики, математики, биологии. Составьте два сложных предложения с любыми из названных слов.

16. Диктант. Подчеркните фразеологизмы. Что они обозначают? • Подчеркните орфограммы в корнях и в окончаниях слов. Прочитайте записанное сти хотворение с интонацией побуждения, призыва.

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

          Не позволяй душе лениться!
          Чтоб в ступе воду не толочь,
          Душа обязана трудиться
          И день и ночь, и день и ночь!
          Не разрешай ей спать в постели
          При свете утренней звезды,
          Держи лентяйку в чёрном теле
          И не снимай с неё узды!
          Коль дать ей вздумаешь поблажку,
          Освобождая от работ,
          Она последнюю рубашку
          С тебя без жалости сорвёт.

(Н.Заболоцкий)

 

 

???????@Mail.ru