|
|
|
Повторение изученного в 5—6 классах
§ 4. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова
Что изучается в фонетике? Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные. Приведите примеры слов с мягкими и твёрдыми согласными, со звонкими, глухими и сонорными согласными. 17. Выразительно прочитайте стихотворение И. Рубцова. Подберите из него примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков. Обратите внимание на рифмующиеся согласные звуки в последней строфе. Какая особенность русской фонетики объясняет возможность подобной рифмы? ДУША ХРАНИТ Вода недвижнее стекла.
О, вид смиренный и родной!
О, Русь — великий звездочёт!
Как будто древний этот вид
18. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте фонетический разбор выделенных слов. (О порядке разбора см. в «Приложении» на с. 203.) Обозначьте звуки на месте выделенных букв. # Укажите слова, употреблённые в переносном значении. С ДОБРЫМ УТРОМ! Задр..мали звёзды золотые
Улыбнулись сонные берё..ки
У плетня заро..шая крапива
(С. Есенин)
Что изучается в орфографии? Выбор каких орфограмм-букв зависит от особенностей соседних гласных и согласных звуков? Приведите примеры слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием. По каким фонетическим опознавательным признакам можно найти в слове орфограммы-буквы? (См. «Приложение») 19. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Списывая, обозначьте части слов с орфограммами. • Составьте схему третьего предложения. 1. Не разгрызёшь ореха, так и не с..ешь ядра. 2. Необ..яснённое (не)знач..т необъяснимое. 3. Забота (не)с..ела — скука одолела. 4. Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу с..ел. 5. На работу с радост..ю, а с работы с гордост..ю. 6. Работы боя(т, ть)ся — счаст..я не видать. (Пословицы)
|
|
|