Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

Повторение изученного в 5—6 классах

§ 4. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова

    Что изучается в фонетике?

    Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные.

    Приведите примеры слов с мягкими и твёрдыми согласными, со звонкими, глухими и сонорными согласными.

17. Выразительно прочитайте стихотворение И. Рубцова. Подберите из него примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков.

Обратите внимание на рифмующиеся согласные звуки в последней строфе. Какая особенность русской фонетики объясняет возможность подобной рифмы?

ДУША ХРАНИТ

          Вода недвижнее стекла.
          И в глубине её светло.
          И только щука, как стрела,
          Пронзает водное стекло.

          О, вид смиренный и родной!
          Берёзы, избы но буграм
          И, отражённый глубиной,
          Как сон столетний, божий храм.

          О, Русь — великий звездочёт!
          Как звёзд не свергнуть с высоты,
          Так век неслышно протечёт,
          Не тронув этой красоты,

          Как будто древний этот вид
          Раз навсегда запечатлён
          В душе, которая хранит
          Всю красоту былых времён...

18. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сделайте фонетический разбор выделенных слов. (О порядке разбора см. в «Приложении» на с. 203.) Обозначьте звуки на месте выделенных букв. # Укажите слова, употреблённые в переносном значении.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

          Задр..мали звёзды золотые
          Задр..жало зеркало затона*
          Бре..жит свет на заводи речные
          И румянит се..ку небосклона.

          Улыбнулись сонные берё..ки
          Растр..пали шёлковые косы.
          Ш..лестят зелёные серё..ки
          И горят серебряные росы.

          У плетня заро..шая крапива
          Обрядилась ярким перламутром
          И, качаясь, ше..чет ш..ловливо:
          С добрым утром!

(С. Есенин)

    Что изучается в орфографии?

    Выбор каких орфограмм-букв зависит от особенностей соседних гласных и согласных звуков?

    Приведите примеры слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием.

    По каким фонетическим опознавательным признакам можно найти в слове орфограммы-буквы? (См. «Приложение»)

19. Назовите виды орфограмм на месте пропусков. Списывая, обозначьте части слов с орфограммами. • Составьте схему третьего предложения.

    1. Не разгрызёшь ореха, так и не с..ешь ядра. 2. Необ..яснённое (не)знач..т необъяснимое. 3. Забота (не)с..ела — скука одолела. 4. Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу с..ел. 5. На работу с радост..ю, а с работы с гордост..ю. 6. Работы боя(т, ть)ся — счаст..я не видать.

(Пословицы)

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru