Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

Наречие

§ 34. Наречие как часть речи (окончание)

ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ

День стоял весёлый
Раннею весной.
Шли мы после школы —
Я да ты со мной.

    Куртки нараспашку,
    Шапки набекрень, —
    Шли куда попало
    В первый тёплый день.

Шли куда попало —
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.

А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.

    Весело бродили
    Я да ты со мной,
    Весело вернулись
    К вечеру домой.

Весело расстались —
Что нам унывать!
Весело друг с другом
Встретимся опять!

221. Проанализируйте текст. Можно ли опустить в нём выделенные наречия? Почему? Спишите текст, расставляя пропущенные запятые.

    1. Берест..ную грамоту после находк.. нельзя развёрт..вать немедленно: она может ра..трескаться и погибнуть. 2. Её нужно ра..парить в горяч..й воде и осторожно вымыть кист..ю. 3. Берест..ное письмо просушивают начерно полотенц..м и пом..щают между стёклами, под которыми ему суждено сохнуть пр..нимая постепенно форму плоского листа. 4. Грамоту читают фотографируют и тщательно перерисов..вают создавая документы, способные заменить подлинник, частое обращение к которому нежелательно: слишком це(н, нн)ы эти хру..кие берест..ные листы.

(По В. Янину)

 Берестеное письмо

222. Прочитайте, стараясь передать особенности произнесения реплик участников диалога. Какое наречие ученик употребил неоправданно с точки зрения норм литературного языка? Выпишите словосочетания с наречиями, обозначая в них главное слово. Запишите две последние реплики в виде предложений с прямой речью, обозначив в них деепричастные обороты как члены предложения.

    Евдокия Власьевна вызвала (не)задачливого Плинтуса к доске, на которой в..села карта.
    — Ну, о чём ты читал сегодня к уроку, Плинтусов?
    — О реках Сибири, —убитым3 голосом отвечал Плинтус.
    — Ну, ра..скажи нам.
    — В Сибир.. есть реки, — нач..л Плинтус довольно уверенно, — они текут и вп..дают...
    Молчание.
    — Ну, какие же это реки?
    — Реки в Сибир.. ужасно глубокие, — т..жело вздохнул Плинтус.
    — А вот это какая река? — спросила Евдокия Власьевна, тронув карту ука.жой.
    Плинтус молчал, беспомощно водя пальц..м по одной из толстых синих прож..лок на карт...4

(Л. Кассиль)

223. Озаглавьте текст. К какому стилю он относится? Что изменилось в составе слов пешком и мельком? С помощью какого способа они были образованы в древнерусском языке? Спишите. • В каком значении использовано выделенное слово? Какие ещё значения этого слова вам известны?

пешком

    В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» (в значении «пешеход») и «мельк» (в значении «миг», «мгновение»). Эти существительные в творительном падеже — «пешком» и «мельком» — перешли в наречия. «Пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» — «на короткое время», «бегло». В обоих3 наречиях был суффикс -ом.

    Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления. Наречие «пешком» теперь мы связываем по смыслу с прилагательным «пеший» и выделяем в нём корень пеш- и суффикс -ком, а наречие «мельком» связываем по смыслу с глаголом «мелькать» и выделяем в нём корень мельк- и суффикс -ом.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru