Главная >> Русский язык 7 класс. Ладыженская

Союз

§ 62. Сочинительные союзы (окончание)

373. Прочитайте вслух. Охарактеризуйте значение последнего предложения в каждом из отрывков: относится оно к предшествующему предложению или ко всему тексту? Как оно присоединяется к тексту? Какую роль выполняет союз? Укажите однородные сказуемые.

          1. Вот север, тучи нагоняя,
          Дохнул, завыл — и вот сама
          Идёт волшебница зима.
          Пришла, рассыпалась; клоками
          Повисла на суках дубов;
          Легла волнистыми коврами
          Среди полей, вокруг холмов;
          Брега с недвижною рекою
          Сравняла пухлой пеленою;
          Блеснул мороз. И рады мы
          Проказам матушки зимы.

          2. Тиха украинская ночь.
          Прозрачно небо. Звёзды блещут.
          Своей дремоты превозмочь
          Не хочет воздух. Чуть трепещут
          Сребристых тополей листы.
          Луна спокойно с высоты
          Над Белой Церковью сияет
          И пышных гетманов сады
          И старый замок озаряет.
          И тихо, тихо всё кругом...

(А. Пушкин)

374. Определите тип и стиль текста. Обоснуйте повторение союза а. • Спишите, расставляя пропущенные знаки завершения. Подчеркните предложение, в котором выражена основная мысль текста. Прочитайте записанный текст, выделяя голосом предложение, в котором эта мысль выражена. Какие предложения вы прочитаете с вопросительной интонацией?

    Размышляя о Пушкине, люди невольно сравнивают себя с ним А сделал ли(бы) и я так А поступил(бы) так же А что я думаю об этом Эти размышления способствуют пробуждению в наших душах и умах самых лучших, самых (высоко)нравственных мыслей и устр..млений

    В конечном счёте это и есть самовоспитание добром и красотой человеческой души

(Д. Лихачёв)

375. Союз но нередко обрывает одну тему и обозначает переход к новой теме. Какие две мысли высказаны в каждом из отрывков? Прочитайте, исключив союз но. Изменился ли смысл? Какова смысловая нагрузка союза но?

беспокойно

    1. Говорите вы высоко, и умны вы и в чинах, рукой до вас не достанешь, но, голубчик, у вас душа не настоящая. Силы в ней нет.

    2. Поглядите все на эту книгу. Она давно уже прочитана, заскорузла, растрёпана, валяется в пыли, как ненужная вещь, но раскройте её, и она заставит вас побледнеть и заплакать.

(А. Чехов)

376. Представьте, что вы сидите на берегу моря (озера, реки, пруда). Что привело вас сюда? Может быть, вы хотите встретить рыбаков, лодки которых вот-вот появятся на горизонте; может быть, вы пришли сюда отдохнуть, искупаться, позагорать; может быть, вы просто любуетесь пейзажем? Напишите сочинение, которое начиналось бы словами «Я сижу на берегу...».

377. Вспомните и запишите из стихотворений А. Пушкина четверостишия, в которых употреблены повторяющиеся союзы, например: из стихотворения «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет..») или «Зимняя дорога» («Сквозь волнистые туманы...»), «19 октября 1827» («Бог помочь вам, друзья мои...»), «Дорожные жалобы» («Долго ль мне гулять на свете...»). Укажите повторяющиеся союзы. Какую роль они выполняют: подчёркивают каждый из однородных членов? усиливают выразительность речи?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru