|
|
|
Союз
§ 62. Сочинительные союзы
По значению сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные: и, да (-и), не только... но и, как... так и; противительные: а, но, да (—но), однако (же), зато и разделительные: или, либо, то... то, не то... не то. 368. Спишите. Сравните союзы. Над соединительными союзами поставьте букву с, над противительными - л., над разделительными - р. Подчеркните однородные члены и основы сложных предложений. I. 1. Звёзды меркнут и гаснут. 2. Снарядил в путь коня: его первый скок был пять вёрст, а другой пропадал из виду. 3. Птички солнышка ждут, птички песни поют, и стоит себе лес, улыбается. 4. Здравствуй, солнце да утро весёлое. (И. Никитин) II. 1. Ночь холодная мутно глядит под рогожу кибитки моей, под полозьями поле скрипит, под дугой колокольчик гремит, а ямщик погоняет коней. (Я. Полонский) 2. И расхлестнулась вдаль дорогой шуршащая лесами тьма. (С. Городецкий) 3. Я на руках не то у ели, не то у матери родной. (С. Городецкий) 4. Лес ли со стоном сосны клонит, или вьюга свой мне стон несёт? (М. Михайлов)
369. Рассмотрите и проанализируйте схемы постановки запятых между однородными членами Спишите пословицы, ставя пропущенные запятые. Сочинительные союзы заключите в овал. Подберите самостоятельно и запишите две пословицы к любой из схем. 1. Не от росы ур..жай1 а от поту. 2. (Не)правдой свет пройдёшь да назад (не)ворот..шься. 3. Добрая пословица не в бровь а в глаз. 4. Красна яго..ка да на вкус горька. 5. Мал ёрш да колюч. 6. Без нитк.. да иголк.. шубы (не)пошить. 7. Мал золотник да дорог. 8. Ищи товарища лучше себя а (не)хуже себя. 370. Запишите выученный наизусть монолог Пимена из драмы А. Пушкина «Борис Годунов» (см.: «Литература. 7 класс», с. 77). Объясните постановку знаков препинания между однородными членами. • Обозначьте спряжение глаголов.
Части некоторых составных союзов (как... так и, не только... но и, не то... не то и др.) находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения. Запятая ставится перед второй частью таких союзов, например: Пошёл дождь со снегом, снег с дождём. 371. Спишите, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу слова и расставляя пропущенные запятые. Подчеркните разделительный союз. • Качественные прилагательные выделите как члены предложения.
1. В русский язык слово «автомобиль» пр..шло из француз(к, ск)ого. Во француз(к, ск)ом как первая часть этого слова так и __ __ заимствовав, нн)ы из других языков. Из греческого взято «аутос(авто)», что озн..чает «сам» а из латинского «мобилис», то есть «подвижный». 2. Людей перевоз..т не только огромные междугородные автобусы но и __ __. 3. Среди ле..ковых машин есть как большие нарядные так и __ __. 4. Автомобиль вышел из соревнований. Не то тормоз сломался не то мотор ок..зался (не)исправным. 372. Проанализируйте схемы. Составьте по ним простые и сложносочинённые предложения. В составленных предложениях подчеркните основы.
|
|
|