|
|
|
Сложное предложение. Культура речи
§ 10. Интонация сложного предложения (окончание)56. Проследите за повышением и понижением голоса при построении сложных предложений из данных простых. Произнесите сложные предложения, образовав их: а) с помощью нужного по смыслу союза; б) без помощи союза. 1. Поезд пришёл вовремя. Пассажиры заторопились к выходу.
57. Прочитайте в соответствии с интонационной схемой сложного предложения. Запишите предложения, составляя схему каждого и показывая особенности интонации графически.
1. Ещё слышалось где-то топанье, что-то похожее на рокот отдалённого моря, и скоро всё стало пусто и глухо. (Н. Гоголь)
58. Прочитайте отрывок. Что произвело впечатление на героя в картине зимнего леса? Какова основная мысль текста? Запишите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы, определите тип сложного предложения. Охарактеризуйте графически интонацию сложных предложений. Бабанов посмотрел вокруг и ахнул, словно впервые2 увидел, каким прекрасным может быть лес... Слева от тропинки стояли молодые с зеленоватой корой осины и корявые дубки, не сбросившие с себя сухих оранжевых, запорошенных теперь снегом листьев. Справа высокие, массивные, в шапках снега сосны. От них на тропе прозрачные синие тени. Под тяжестью снега ветки опустились вниз, и нет- нет то там, то в другом месте упадёт, пылью стечёт и рассыплется большой снежный навес. Ветки покачнутся, поднимутся выше, обнажатся, станут видны зелёные иглы, а внизу, у подножий, нетронутый наст пойдёт рябью1. В тишине стучит дятел; вот он прошумел крыльями, перелетая на другое дерево. В небе чертит белую линию самолёт. Эти звуки не мешают, в лесу от этого кажется ещё тише. (П. Федоренко) 59. Сочинение. Прекрасным может быть любой уголок природы в любое время года в любой местности. Вы согласны? Напишите о том, что прекрасного вы неожиданно или впервые открыли для себя в жизни природы.
|
|
|