|
|
|
Сложносочинённые предложения
§ 11. Понятие о сложносочинённом предложении
Прочитайте отрывок из стихотворения А. Пушкина «Обвал». Как вы думаете, одну общую или несколько разных картин передал поэт в одном предложении? Какие языковые средства помогают читателю воспринимать целостно поэтическую картину природы?
Определите, каким по структуре (строению) является это предложение. Сколько в нём простых предложений?
Сочинительный союз (и, да, но, а, или, либо и др.) располагается между соединяемыми частями, не входит ни в одну из частей. Например: Байкал по величине - самое большое озеро в мире, местные жители называют его морем. Есть сочинительные союзы (тоже, также, же), которые занимают необычное место: не между частями сложносочинённого предложения, а внутри второй части. Например: Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты любили воистину. (А. Куприн)
Вспомните, какова роль сочинительных союзов в предложении. На какие группы по значению делятся сочинительные союзы? Начертите таблицу «Группы сочинительных союзов» и заполните каждую графу примерами. 60. Из двух простых предложений составьте несколько сложных с разными сочинительными союзами. Объясните выбор союзов для связи простых предложений в сложном. 1. Шёл дождь. Дул ветер. 2. Брат читал. Сестра писала. 3. Я оказался один в квартире. Это позволило мне петь полным голосом. 4. Большинство растений из-за очень жаркой погоды засохло. Лишь в некоторых из них теплилась жизнь.
|
|
|