|
|
|
Сложносочинённые предложения
§ 12. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях
Сопоставьте по смыслу предложения. Что делает различным понимание смысла данных предложений? 1. Сестра получила письмо. Письмо было написано по-английски. Сестра его не поняла.
2. Сестра получила письмо, оно было написано по-английски, и сестра его не поняла.
Сочинительные союзы определяют характер синтаксических отношений между простыми предложениями, объединёнными в сложное: они указывают на взаимоотношения участников или взаимозависимость и взаимообусловленность реальных событий. Смысловая связь простых предложений в сложносочинённом предложении определяется теми союзами, которыми они связаны. 61. На основе материала таблицы подготовьте устное сообщение на тему «Смысловые отношения в сложносочинённом предложении». Выберите стиль изложения: а) для ответа на уроке у доски, б) для объяснения этой темы одноклассникам на перемене. Сочинительные союзы
62. Спишите, обозначая грамматические основы и указывая, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в сложных. Охарактеризуйте смысловые отношения между частями предложений. Составьте схемы 3-го и 7-го предложений. 1. На табор кочевой нисходит сонное молчанье, и слышно в тишине степной лишь лай собак да коней ржанье. (А. Пушкин) 2. Я проснулся, да лень одолела. (И. Тургенев) 3. Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре. (А. Чехов) 4. Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она. (А. Пушкин) 5. Ветер всё свистел, и барометр падал. (К. Станюкович) 6. Мать посмотрела в окно, девочка тоже взглянула на улицу. (М. Горький) 7. Небо над головой было очень светлое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. (К. Паустовский) 8. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней простора нет. (И. Крылов) 9. Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже молча. (М. Горький) 10. То ли шутка была глупой, то ли мне было не до смеха, но я не поддержал общего веселья. (Л. Лыков)
|
|
|