|
|
|
Сложноподчинённые предложения
§ 20. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении (окончание)
Союзы и союзные слова могут быть омонимами. Например: Мой старший брат решил, что поедет в город завтра (что - союз). - Мой старший брат наконец решил, что ему делать (что - союзное слово). Такими омонимами могут быть слова что, как, когда и некоторые другие. Как отличить союзы что, как, когда
1. Подчинительные союзы, как правило, не могут быть выделены логическим ударением. Односложный союз вообще не имеет самостоятельного ударения и сливается при произнесении с идущим за ним словом: Мой старший брат всегда знает, как ему поступить. Союзные слова, как и любой другой член предложения, произносятся с ударением. Обычно они выделяются и логическим ударением: Мой старший брат сам решит, что́ ему делать. Он всегда знает, ка́к ему поступить. 2. Союз чаще всего можно заменить только другим союзом: Когда (если) в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. (И. Крылов)
3. Иногда союз можно опустить, союзное слово этого не допускает: И словом, слава шла, что Крот - великий зверь на малые дела. (И. Крылов) - И словом, слава шла: Крот - великий зверь на малые дела.
96. Спишите, расставляя знаки препинания. Определите, в каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в каких - союзные слова. Союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения. 1. Что в ней тогда происходило я не берусь вам объяснить. (М. Лермонтов) 2. О друг мой скажи что с тобою? Я знаю давно что со мной. (А. Фет) 3. Обыкновенно она часто делилась со мною впеч..тлениями и удивительно как ясно и точно она умела передавать самые тонкие3 подробности вид..(н, нн)ого слыш..(н, нн)ого и перечувствова(н, нн)ого. (А. Куприн) 4. Этот листок что иссох и свалился золотом вечным горит в песнопенье. (А. Фет) 5. Как сошёл с лестниц.. как вышел на улицу (не, ни)чего уже этого не помнил Акакий Акакиевич. (Н. Гоголь) 6. Я ему молвить боялась как я любила его. (Н. Некрасов) 7. Он глядел как мрак густеет по готическим к..рнизам. (В. Майков) 8. Люблю друзья1 когда за речкой гаснет день. (М. Лермонтов) 9. Он говорил о временах грядущих когда народы распри позабыв в великую семью объединятся. (А. Пушкин) 10. Я давно угадал что мы сердцем родня. (А. Фет) 11. Я помню как детьми с румяными щеками по снегу хрупкому мы бегали с тобой. (Я. Полонский)
Связь между главным и придаточным предложениями в сложном предложении осуществляется с помощью простых (что, если, когда, хотя и др.) и составных союзов (так как, так что, потому что и др.). Части некоторых составных союзов находятся в разных частях сложного предложения: чем..., тем; раз..., то и др. В этом случае второй компонент составных союзов находится в главном предложении, которое стоит за придаточным. Например: изъять из классической литературы милосердие, она просто перестанет существовать.
Употребление второго компонента составного союза, как правило, не обязательно. 97. Спишите, расставляя знаки препинания. Определите, в каких предложениях связь между главным и придаточным предложениями осуществляется с помощью простых и составных союзов, в каких - с помощью союзных слов? Составьте схемы сложноподчинённых предложений с составными союзами.
1. Если вы хотите предпринять «путешествие» в Древнюю Русь то поезжайте сначала в Санкт-Петербург. 2. Если бы не хранящаяся в Санкт-Петербурге древнейшая русская летопись то не было бы замечательной пушкинской «Песни о вещем Олеге». 3. Когда единая Русь политически распалась общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств. 4. Когда говорят об истоках того или иного явления то обычно удивляются тому с какой малости началось великое течение. (Из Интернета)
|
|
|