|
|
|
Сложноподчинённые предложения
§ 21. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении
Прочитайте предложения из левой колонки. Является ли их информация достаточной для понимания? Какие слова сигнализируют о том, что ситуация описана не полностью и требует пояснения? Поясните главное предложение с помощью придаточного, данного справа в разделе «Для справок». К какому слову в главном предложении относится придаточное? Для справок
В главном предложении в составе сложноподчинённого часто используются указательные слова, в качестве которых выступают местоимения тот, таков, этот, все, всё, всякий, каждый, никто, ничто, кто-то, что-то и др. или наречия туда, оттуда, тогда, так, везде, всюду и др. Эти слова указывают на то, что ситуация действительности отражена в главном предложении неполно и что за главным предложением следует придаточное.
Строение сложноподчинённых предложений с указательным словом в главном схематически можно изобразить так:
98. Запишите указательные слова с выделенной «подсказкой» - буквой Т. Составьте сложноподчинённые предложения с любыми тремя указательными словами.
99. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания. В сложноподчинённых предложениях подчеркните указательные слова как члены предложения. Какой частью речи они выражены? Составьте схему выделенного предложения. 1. Известно какое значение имеет в жизни русского человека песня. Издавна поражались иностранцы попавшие в Россию тому песенному половодью которое искони заливает по всем направлениям русский быт. 2. Многообразие и совершенство русского песенного творчества поразительны. Конечно на первом месте должно быть поставлено то что дано русским народом в области церковного песнопения. Русские веками чистой душой своей1 обретали такую великую радость тёплого молитвенного упокоения от которой мы в значительной мере отвыкли. 100. Прочитайте текст, употребляя указательные слова на месте пропусков. В каком предложении выражена основная мысль текста? Составьте схемы выделенных предложений. Добрый человек уже самой добротой превозмогает все человеческие недостатки. В старое время, в Древней Руси, доброго не называли глупым. Дурак русских сказок поступает всегда по-умному и своё в жизни всегда получает именно потому, что он добрый. Дурачок русских сказок уродливого конька-«горбунка» приласкает и — — птицу, которая прилетела пшеницу воровать, отпустит. Те за него потом и сделают в трудную минуту — —, что ему нужно. Доброта — она всегда умная. Дурак всем правду говорит потому, что для него не существует никаких условностей и нет у него никакого страха. Любит русский народ дураков не — —, что они глупые, а — —, что умные. Умные — —, высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключён, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в — — мудрости, которая знает истинную цену1 всякой фальши, показной красивости и скопидомству и которая видит цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе как личности. И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только — —, который некрасивого конька-«горбунка» приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, своё другим отдаст, природу сбережёт и родимых родителей уважит. Такому дураку не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.4 (По Д. Лихачёву)
|
|
|