Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Сложноподчинённые предложения

§ 21. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении (окончание)

101. Сочинение. Вы, конечно, встречали добрых людей в жизни, добрых героев в книгах... Расскажите об одном из них. В чём и как проявлялась доброта человека, о котором вы будете писать? У вас может получиться повествование (рассказ), описание, рассуждение, описание с рассуждением и т. д.

102. Исправьте в предложениях из детских сочинений речевые недочёты. Объясните, с чем они связаны.

    1. Дед Мороз и Снегурочка повели нас, где находился концерт. 2. Преданность его Маше Мироновой проявилась в том, когда Маша была в руках злодеев, он спас её. 3. Когда Соня дошла до последних строчек, дрожащим голосом прочитала их. 4. Когда Пугачёв захватил крепость и повесил Миронова, Пугачёв хотел повесить и Гринёва.

103. Найдите ошибки. Употребите указательные слова в нужной форме или исключите их. Запишите предложения в исправленном виде.

    1. Не могли бы вы разъяснить о том, как вы относитесь к позиции нашего движения. 2. О том, что фестиваль состоится, ни у кого не было сомнений. 3. Директор попросил доложить всё, что происходит на заводе. 4. Мне будет не совсем удобно вам докладывать всего того, что говорилось. 5. Не надо проверять тот, кто платит каждый день. 6. Сам его приезд означает о том, что он хочет общества.

    Подчинительные союзы так как, потому что, после того как, с тех пор как и др. могут расчленяться. Первая часть союза в таком случае остаётся в главном предложении и становится указательным словом. Это зависит от коммуникативной задачи говорящего или пишущего и бывает в тех случаях, когда говорящему или пишущему нужно особо подчеркнуть какое-либо событие, о котором говорится в главной части предложения.

Подчинительные союзы

Если перед составными союзами употреблены такие слова, как лишь, только, ещё и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно, может быть, а также частицы и, не, они всегда расчленяются и перед союзом что ставится запятая.

Например:

104. Прочитайте сложноподчинённые предложения. Назовите составные союзы, объясните постановку запятых. Запишите предложения, включив в них слова, данные в скобках. Сверху напишите, какой частью речи являются вставленные слова. Указательные слова подчеркните как члены предложения.

    1. Люди сидели молча, потому что они не хотели обратить на себя внимание (только). 2. Он поступил на филологический факультет, для того чтобы серьёзно заняться лингвистикой (и). 3. Мой брат стал хорошим гимнастом, благодаря тому что с детства ходил в спортивную секцию (прежде всего). 4. Здесь многое напоминает о Лермонтове, потому что с Кавказом связана часть жизни поэта (именно).

105. Запишите предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.

    1. О печальных последствиях вчерашнего происшествия я догадался (по)тому выражению лица какое всегда бывает у отца после моих проделок. 2. Должно быть у меня был рассеянный вид (по)тому что мама повторила свой вопрос дважды. 3. Мишка был благодарен другу (по)тому что тот помог в трудную минуту. 4. Он перешёл через речку (по)тому маленькому мостику о котором говорил дед. 5. Они шли (от)того дома что стоял на краю деревни. 6. (От)того что ты будешь нервничать ничего не изменится. 7. Ты не справился с контрольной только (от)того что долго болел.

106. Изложение. Прочитайте текст об иллюстрациях знаменитого русского художника Николая Кузьмина, который стремился постичь связь, существующую между Пушкиным пишущим и Пушкиным рисующим.

Восстановите порядок следования выделенных абзацами частей текста. Перескажите подробно текст в той логической последовательности, которую вы установили.

    Художник не только прикоснулся к волшебному миру пушкинского творчества, он в него вошёл. И ввёл за собой читателя. Недаром то издание романа, где по полям бегут рисунки Кузьмина, берёшь в руки с особым волнением: кажется порой, что пред тобой рукопись, ещё не остывшая от бега волшебного пера.

    зарисовки

    Сейчас уже можно говорить о традиции обращения к эскизам и наброскам самого поэта в русской графике, хотя к Пушкину художники идут разными путями. Но то, что сделал Кузьмин, иллюстрируя «Евгения Онегина», неповторимо.

    Первым, кто обратил самое серьёзное внимание на пушкинские рисунки, был график Николай Кузьмин. Его рисунки к роману «Евгений Онегин» в книге размещены как наброски Пушкина — на полях. Они как бы мгновенные зарисовки, сделанные почти на ходу. Но это только кажется. С каким терпением, с какой любовью надо было вникать в рисунки поэта, чтобы научиться не подражать ему, нет, но рисовать, каждой линией, каждым штрихом напоминая неповторимую манеру Пушкина! И вот, рассыпавшись между онегинских строф, непринуждённо живут у нас на глазах герои романа Онегин, Ленский, барышни Ларины, светская толпа, петербургская улица... А между ними, всё чаще — кто же это, знакомый и незнакомый? — всё чаще мелькает худощавое лицо в бакенбардах, удивлённые тонкие брови...

    На рисунках Кузьмина Пушкин становится героем своего романа, и героем самым главным и самым интересным. И дело не в том лишь, что Пушкин у художника похож на автопортрет, а в том, что наконец-то образ поэта занял то место в романе, какое ему подобает. Линия рисунка легка и музыкальна, как онегинская строфа, она этой строфе созвучна. Нарисовать письмо Онегина, или размышления поэта о гибели Ленского, или тоску Татьяны об уехавшем Онегине невозможно. Но изобразить на бумаге, как Онегин скучает у себя в кабинете, как Ленский падает в снег, как Татьяна бродит по дому Онегина, можно. Нарисовать героев так, чтобы за ними чувствовалась пушкинская симпатия и пушкинская ирония, можно.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru