|
|
|
Основные группы сложноподчинённых предложений
§ 26. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия (окончание)145. С помощью сложноподчинённых предложений с придаточными уступительными расскажите о своих действиях, приведших к результату, противоположному ожидаемому вами. Составленные вами предложения могут быть посвящены тому, как вы выращивали цветы; ремонтировали какой-либо прибор, автомашину; учились пользоваться компьютером и т. д. В составленных вами предложениях поставьте вопрос от главного предложения к придаточному. Заключите в овал союзы или союзные слова. Союзные слова подчеркните как члены предложения. 146. Спишите сложноподчинённые предложения, расставляя пропущенные запятые. В каждом предложении подчеркните главное, поставьте от него вопрос к придаточному и определите вид сложноподчинённого предложения. Заключите в овал союзы, которыми присоединяются придаточные к главным. 1. (Не)редко мы хотя того (не, ни)прим..чаем себя в других охотно вел..чаем. 2. Хоть ты и в новой кож.. да сердце у тебя всё то(же). 3. Как (не, ни)полезна вещ(?) цены (не, ни)зная ей (не)вежда про неё свой толк всё к худу клон..т. 4. Как месяц (не, ни)светит но всё (не, ни)солнца свет. (И. Крылов) 147. Уступительное значение можно выразить в простом предложении с помощью одного из его членов и в сложноподчинённом с придаточным уступительным. Прочитайте пословицы. Какие синтаксические конструкции употреблены для выражения уступительного значения? Какие союзы использованы при этом? Выпишите сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными, расставляя пропущенные запятые. 1. Хоть плохо рук..делье а всё (не)безделье. 2. Пусть бы (не)люби- ли только(бы) боялись. 3. Хоть (в)двое хоть (в)трое (не)прочно худое. 4. Хоть на мне платье черно моя совесть бела. 5. Как (не, ни)гни дерево оно всё (в)верх р..стёт. 6. Сколько волка (не, ни)корми он всё в лес смотрит. 7. Хоть вид..т око да зуб неймёт. 8. Хоть хлеба́ хороши а пашню паши. 148. Опишите ситуацию, при оценке которой вы могли бы употребить одну из пословиц из упр. 147. 149. Составьте из двух простых предложений сложное, выразив в нём уступительные отношения. При необходимости перестройте предложения. 1. В Москве и Подмосковь.. значительное количество зданий построено по проектам архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля. Наиболее известным архитектурным сооружением Шехтеля остаётся особняк Рябушинского на Малой Никитской улице. 2. Архип Иванович Куинджи поступил в Петербургскую академию художеств в 26 лет. В 1876 году в 34-летнем возр..сте Куинджи на выставке передвижников представил ош..ломившую всех картину «Украинская ночь». 3. В последние годы жизни великий живописец, график и т..атральный художник Борис Михайлович Кустодиев был тяжело болен и прикован к креслу. Он не утратил присутствия духа и продолжал работать. 150. Спишите, расставляя пропущенные запятые. В сложноподчинённых предложениях с придаточными уступительными подчеркните грамматические основы.
151. Диктант с грамматическим заданием. Допишите концовку текста. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным, постройте его схему. Лес был у нас разный: сухой бор с вековыми соснами и завалами; смешанный лес со старыми елями, берёзами; березняк, осинник и непроходимые заросли ольхи, перевитой хмелем; болота с зыбким травяным покровом, не дай бог провалиться, были болота с кочками — клюквенные. И в какие бы чащобы мы ни попадали, всегда находили путь к дому. Ориентироваться в лесу научились безошибочно, как птицы. Мы выработали в себе какое-то особенное свойство чувствовать направление, дорогу по солнцу ли, по деревьям, по их ветвям, по мху, лишайнику, на них растущему, по направлению венчика цветка, по расположению травки... (По В. Сидорову)
В сложноподчинённом предложении с придаточным цели придаточное предложение раскрывает цель того, о чём говорится в главном предложении. Например: выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе. (Л. Толстой) Придаточные цели отвечают на вопросы для чего? с какой целью? и присоединяются к главной части союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, союзом дабы, имеющим книжную стилистическую окраску, а также выступающими в роли союзов частицами только бы, лишь бы. 152. Прочитайте и объясните знаки препинания. Составьте схемы предложений по образцу.
1. Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать свой язык. (П. Пороховщиков) 2. Мы обязаны знать Пушкина наизусть для того, чтобы знать родной язык во всём его изобилии. (П. Пороховщиков) 3. Чтобы лекция имела успех, надо завоевать внимание слушателей и удержать его до конца речи. (А. Кони) 4. Надо всегда поступать, чтобы ни перед кем не было стыдно, честно. (К. Паустовский) 5. Актёру необходимо задолго до съёмки всесторонне и глубоко изучить сценарий, дабы быть готовым в любое время вставать перед киноаппаратом и с трёх-четырёх репетиций сыграть тот или иной эпизод. (Н. Черкасов) 153. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите вид придаточных предложений. Заключите в овал союзы в сложноподчинённых предложениях с придаточными цели. • С какими целями ездили за границу известные русские филологи XIX века? 1. Буслаев Фёдор Иванович знаменитый филолог (1818—1897). Через год после окончания Московского университета отправился с семейством графа С. Г. Строганова за границу где и пробыл два года переезжая из Германии во Францию и Италию и занимаясь преимущественно изучением памятников классического искусства. 2. В 1870 году Буслаев отправился в третье своё научное путешествие за границу где изучал отношение миниатюры к тексту в Византии и на Западе. 3. Пятая поездка Ф. И. Буслаева за рубеж в 1880 году была предпринята для того чтобы работая в библиотеках сличить рукописи русских библиотек с иноземными рукописями. 4. Срезневский Измаил Иванович крупнейший филолог-славист (1812—1880). В 1839 году И. И. Срезневский принял предложение Министерства народного просвещения отправиться в славянские земли для того чтобы подготовиться к званию профессора славянской филологии. 5. В 1839 году Срезневский выехал за границу где провёл почти три года. Он путешествовал (часто пешком) по Чехии Моравии Силезии Крайне Далмации Черногории Хорватии Славонии Сербии Галиции и Венгрии чтобы изучать местные говоры собирать песни пословицы и другие памятники народной словесности знакомиться с бытом и нравами славян и других местных народов. 154. Вспомните, в какие поездки (по нашей стране и за рубежом) ездили вы или ваши родные, знакомые. С какой целью? Составьте и запишите 4-5 предложений, используя сложноподчинённые с придаточными цели. 155. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания. Заключите в овал средства связи в сложноподчинённых предложениях. Определите вид придаточных предложений. 1. На доброй почве что(бы) н.. посеял всё прор..стёт. 2. Что(бы) дело шло хорошо надо любить трудит(?)ся. 3. Будь правдивым и чес(?)ным что(бы) н.. случилось. 4. Что(бы) глаз н.. делал выше брови н.. прыгн..т. 5. Какой бы сделать подарок что(бы) порадовать его? 6. Что(бы) такое ра(с, сс)казать что(бы) ребятам было интересно? 7. Я думал что(бы) мне сказать отцу что(бы) он успокоился.
|
|
|