Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Основные группы сложноподчинённых предложений

§ 26. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия (продолжение)

    Придаточные условные предложения служат для выражения условия, при котором возможно то, о чём говорится в главном.

    Придаточное предложение отвечает на вопрос при каком условии? и присоединяется к главному предложению союзами если, если бы, при условии если, ежели, раз, коли (коль) и др. Например: щи хороши, другой пищи не ищи. (Поcл.)

138. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Заключите в овал союзы, связывающие придаточные условные с главным предложением. На каком месте по отношению к главному стоит придаточное? • В книжной или разговорной речи употребляются союзы раз, коли (коль), кабы?

    1. Если сухие ветви с дерев(?)ев в тих..ю погоду валятся будет дождь. 2. Если осенью лист..пад пройдёт скоро надо ож..дать крутой зимы. 3. Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушк.. то следующая весна будет ранняя. 4. Не стыдно говорить коли правду хочешь об(?)явить. 5. Кабы на доброго коня не спотычка ему бы и цены (не)было. 6. Всякая рыба хороша коль на удочку пошла. 7. Раз обещал (не)опаздывать приходи вовремя.

139. О каких правилах вежливости говорится в отрывках из стихотворения С. Маршака? Укажите в сложноподчинённых предложениях придаточную условную часть. С помощью какого союза она присоединена к главной? • Для какого стиля речи характерен этот союз?

1. Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.

2. И ежели вы вежливы,
Вы, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

3. И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не навеки.

140. Придумайте шутливые вопросы, начиная фразу словами Что делать, если...

Образец. Что делать, если вы не выполнили домашнее задание?
Что делать, если вы забыли...? И т. д.

Пусть одноклассники ответят на ваши вопросы сложноподчинёнными предложениями с придаточной условной частью: Если... Оцените правильность составления вопросов и ответов.

141. Прочитайте отрывок из книги известного физика К. И. Щёлкина. Определите стиль текста. Назовите использованные в тексте языковые средства, присущие данному стилю. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Составьте схемы сложноподчинённых предложений с придаточными условия.

принять, принял

    Если ма(с, сс)у электрона принять за единицу то ма(с, сс)а протона составит 1836 электронных ма(с, сс). Ма(с, сс)а атома водорода таким образом практически определяет(?)ся ма(с, сс)ой протона.

    Плотность вещества в протоне фантастически велика — около двухсот миллионов тонн в кубическом сантиметре. Такова примерно плотность вещества вообще во всех атомных ядрах — кислорода, железа, урана и др. Если бы появилась возможность сложить вместе плотно друг к другу ядра стали, производимой всеми заводами земного шара (в)течени.. года то они заняли бы об(?)ём, (не)много превышающий один кубический сантиметр. Пятилетнее мировое производство стали — в одной д..сертной ложке.

142. Выпишите из учебника физики (математики, химии) 3 сложноподчинённых предложения с придаточными условными. Заключите в овал союзы, соединяющие главное и придаточное в этих предложениях.

143. Прочитайте отрывок из стихотворения Б. Окуджавы «Как научиться рисовать». Сколько предложений в этом отрывке? Определите вид придаточных предложений в каждом сложном. Спишите, расставляя пропущенные выделительные запятые. Заключите в овал союзы, соединяющие придаточное предложение с главным.

Если ты хочешь стать живописцем
то рисовать не сп..ши.4
Разные кисти из шерсти барсучьей
перед собой разл..жи,
белую краску воз(?)ми потому что
это — начало, потом
жёлтую краску воз(?)ми потому что
всё созревает, потом
серую краску воз(?)ми чтобы осень
в небо плеснула свинец,
чёрную краску воз(?)ми потому что
есть у начала конец.

Прочитайте предложения. Сравните.

Какие предложения сложносочинённые с противительными отношениями?

Какие предложения сложноподчинённые с уступительными отношениями?

С помощью каких союзов присоединяются придаточные уступительные к главной части предложения?

    1. Спортсменка выполнила без ошибок все элементы обязательной программы, а судьи поставили ей невысокий балл.
    Хотя спортсменка выполнила без ошибок все элементы обязательной программы, судьи поставили ей невысокий балл.

    2. Спортсменка выполнила без ошибок все элементы обязательной программы, но судьи поставили ей невысокий балл.
    Несмотря на то что спортсменка выполнила без ошибок все элементы обязательной программы, судьи поставили ей невысокий балл.

    Уступительные придаточные предложения сообщают об условиях, причинах, вопреки которым, несмотря на которые совершается то, о чём говорится в главном предложении. Можно поставить вопросы несмотря на что? вопреки чему?

    Например: Через полчаса всё в доме успокоилось (несмотря на что?), спали далеко не все. (В. Короленко)

    Придаточные уступительные присоединяются к главному предложению с помощью союзов хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что, сочетанием местоименных слов как, сколько с частицей ни.

    Например: Как ни был Хорь умён, водились и за ним некоторые предрассудки. (И. Тургенев)

144. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и раскрывая скобки. Заключите в овал средства связи придаточного предложения с главным. В каждом сложном предложении подчеркните главное предложение и поставьте от него вопрос к придаточному. Определите вид сложноподчинённых предложений.

    1. (Не)смотря на то что сад..вод пересадил левкои (во)время они сбросили листья и пр..остановились в росте. 2. Хотя ящик с сеянцами цветов поставили на самое светлое и прохладное окно сеянцы сильно выт..нулись и полегли. 3. Средние (30—35 см) и ни..кие (20 см) сорта циннии выр..щенные на б..лконах обильно и (не)пр..рывно цветут до самых заморо..ков хотя циннии тепл..любивые р..стения. 4. В средней полосе Росси.. (за)частую можно увидеть розовые ж..лтые палевые (красно)в..шнёвые цветы мальвы хотя родина мальвы Малая Азия Кавказ. 5. Сколько (не, ни)поливали попавшие под зам..розки розы бутоны на них (не, ни)раскрывались. 6. Деревья в саду (не, ни)покрылись пышными, роскошными листьями как (не, ни)ухаживали за ними новые хозяева. 7. Сад..воду (не, ни)удалось получить семян георгинов нужного сорта куда (не, ни)обращался он с просьбой.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru