|
|
|
Повторение и систематизация изученного в 5—9 классах
§ 42. Лексикология (лексика) и фразеология
Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка. Слово имеет лексическое значение. У служебных слов лексическое значение совпадает с грамматическим. Слово может быть однозначным и многозначным. Некоторые из значений многозначного слова могут быть переносными. Перенос значения осуществляется по каким-либо общим признакам, имеющимся в предметах, признаках, действиях. У некоторых слов есть омонимы - одинаковые по звучанию, написанию, но разные по значению слова, являющиеся той же частью речи. Слова могут объединяться в ряды слов, обозначающих одно и то же. Это синонимы, которые различаются употребительностью, сочетаемостью с другими словами, оттенками значения или стилистической окраской. Некоторые слова могут обозначать в чём-либо противопоставляемые предметы, признаки, действия. Это антонимы. По употребительности слова делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные (диалектные, профессиональные, жаргонизмы). Общеупотребительные слова используются во всех стилях речи. Происхождение слов различно: одни слова являются исконно русскими, другие заимствованы из различных языков (заимствованные). Среди слов выделяются устаревшие (вышедшие из употребления) и новые, т. е. неологизмы. Фразеология изучает устойчивые словосочетания, цельные по своему значению, - фразеологические обороты. Многие из них являются средством художественной выразительности. Преобразуйте материал параграфа, выбрав свой вариант переработки информации: а) простой план;
231. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите синонимы. Одним из признаков хорошего слога бывает прав..льное употребление синонимов. Не всё равно сказать: удивит(?)ся, изумиться или пор..зит(?)ся. Кто владеет своим языком тот бессознательно выб..рает в каждом случае наиболее подходящее из слов однородного значения. Девочка тринадцати лет пок..зала мне своё классное сочинение она описывала своё первое св..дание с (незнакомой родстве(н, нн)ицей. В тексте встр..чались слова: старушка, старушонка; тётка, тётушка, тётя. Я похв..лил девочку за(то) что в каждом отдельном случае она пом..стила именно то слово которое соответствовало смыслу фразы. А я этого (не)зам..чала сказала она. (П. Пороховщиков) 232. Прочитайте. Укажите фразеологические обороты; слова, употреб- лённые в переносном значении. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. • Выпишите слова, в которых не является частью корня. 1. По дороге б..жали Ваня и Петя, сыновья Дарьи Михайловны; за ними ш..л их учитель, Басистов, молодой человек двадцати двух лет только что окончивший курс. Басистов был рослый малый с простым лицом больш..м носом и крупными губами (не)красивый и (не)ловкий но добрый честный и прямой. Он од..вался (не)брежно (не)стриг волос — (не)(из)щ..гольства а от лени любил поесть любил поспать но любил также хорош..ю книгу горяч..ю беседу и всей душой (не)навидел Пандалевского. Дети Дарьи Михайловны об..жали Басистова и уж (не, нисколько его (не)б..ялись со всеми остальными в доме он был на короткой ноге, что (не)совсем нравилось хозяйке. 2. Но изв..ните меня Михайло Михайлович я старше вас годами и могу вас пожурить: что вам за охота жить этаким бирюком? Человек должен жить с людьми Михайло Михайлович! Что за охота с..деть как Диоген в бочке? (И. Тургенев) • Найдите в тексте слова, которые входят в данные синонимические ряды: 1) кое-как, как-нибудь, спустя рукава;
|
|
|