|
|
|
Повторение и систематизация изученного в 5—9 классах
§ 47. Орфография. Пунктуация (окончание)270. Несомненно, вы уже размышляете о будущей профессии. Продумайте и обсудите с родителями свою образовательную программу для достижения профессиональных успехов в выбранной области. Расскажите о ваших планах, используя разные виды предложений. 271. На основе материалов данной таблицы расскажите об употреблении запятой в простых предложениях. Для иллюстрации используйте свои примеры. Запятая ставится
272. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Над предложениями, в которых вы употребили точку с запятой, поставьте значок Тучи склонявшиеся на г..ризонте стали выше подымат(?)ся сгущались и разл..вались всё шире и шире по небосклону.4 Время от врем..ни пробегал порыв ветра. Он вырывался казалось из жерла ра(з, с)калённой печки (на)конец ветер поднялся с такой силой что трудно стало двигат(?)ся вперёд. В какие(нибудь) десять минут окрес(?)ность изменилась совершенно леса приняли сумр..чный цвет и зашумели (в)далеке как раз(?)ярённое море макушки деревьев рвались словно в страхе каком(то) и силились как(будто) убежать от вихрей которые выр..стали вдруг в разных местах и стремительно носились по полям. Уже с утра разд..вались по врем..нам глухие отд..лённые раскаты они гр..мели теперь (без)умолку и пр..ближались вместе с ними надвигалась и туча сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле а туча на небе с каждой с..кундой захват..вали всё больше и больше пространства слышно было казалось как (по)среди грохота бушевавшего ветра шумела она комкая нижние слои облаков и сдавливая воздух. На с..кунду вся пр..рода как бы пораж..нная страхом упала ниц и смолкла.4 (Д. Григорович) 273. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Знаком разделения или выделения является тире между подлежащим и сказуемым? Август месяц света и тепла. Август пора деревенской страды что соб..рёшь то и в закр..ма засыпл..шь.
(А. Стрижев) 274. Прочитайте и озаглавьте текст с помощью антонимов. Определите тип текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. • Составьте схему 2-го предложения. В мирной жизн.. следу.щий день (не, ни)являет(?)ся проблемой он (не, ни)ур..внение со всеми (не)известными а простая ар.фм.тическая задача. «Завтра» ст..новит(?)ся пугающ..м и жутк..м только когда его больше нет когда земля проваливает(?)ся (из)под ног уск..льза..т из рук как подрубле(н, нн)ое дерево раскалывает(?)ся и ухает (в)низ. (И. Сабурова) 275. Прочитайте отрывок из рассказа В. Солоухина. Почему дед, всегда «степенный и уравновешенный», так рассердился на своего внука? Почему писатель начинает свой рассказ с трёх назывных предложений? Выпишите слова с пропущенными буквами и со скобками, графически объясните орфограммы. Ломоть хлеба, посыпа(н, нн)ый крупной солью.
276. Прочитайте. Ответьте письменно на вопрос из текста. Объясните постановку запятых в каждом случае. Дорогой друг, задумывался ли ты когда-нибудь, почему признанные, маститые писатели так часто возвращаются в своих книгах к событиям далёкого детства? Потому, вероятно, что они видят в них нечто знаменательное, что полезно и интересно было бы знать детям будущих поколений. (Н. Шульгина) 277. Представьте себе, что вы сидите в кругу сверстников и вспоминаете забавные случаи из вашей жизни, которые «врезались в память». Расскажите (устно) о таком случае. Удалось ли вам развеселить окружающих? 278. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В каких предложениях вы поставили двоеточие? Обоснуйте свой ответ. 1. Не помню кто из поэтов сказал Поэзия всюду даже в траве. Надо только нагнуться чтобы поднять её.
(К. Паустовский) 279. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните случаи сочетания знаков препинания. 1. Пети не было дома (он пошёл к товарищу с которым намеревался из ополченцев перейти в действующую армию). 2. Голос Гриши был груб и хрипл движения торопливы и неровны речь бессмысленна и несвязна (он никогда не употреблял местоимений) но ударения так трогательны что слушая его нельзя было удержаться от какого-то смешанного чувства сожаления страха и грусти. 3. Любочка! Катенька! — кричу я подавая в окно кареты несколько веток черёмухи — посмотрите как хорошо! 4. Все девки были красивы но и сами они и Белецкий и денщик вышедший с пряниками — все невольно смотрели на Марьяну и обращаясь к девкам обращались к ней. 5. Ежели3 вы спрашиваете меня сказал князь Андрей не глядя на отца (он в первый раз в жизни осуждал своего отца) я не хотел говорить; но ежели вы меня спрашиваете то я скажу вам откровенно своё мнение насчёт всего этого. (Л. Толстой) 280. Познакомьтесь с одной из житейских истин - «прописью», как называла её М. Цветаева в своём «Письме детям». В чём автор видит суть взаимопонимания детей и родителей? Спишите. Охарактеризуйте смысловые отношения между частями первого предложения. Объясните постановку или отсутствие каждой запятой. Составьте схему. Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими. Кроме того, для вас они — родители, для самих себя — я. Не исчерпывайте их — их родительством. 281. Напишите, как вы понимаете последний тезис из письма М. Цветаевой. Выразите своё мнение по поводу важнейших проблем взаимоотношений «я и родители» или «я и другие». 282. Сочинение. Тема свободная - «Если бы мне предложили написать, о чём я хочу» (о каком-либо событии в вашей жизни; о наблюдении за кем-либо или за чем-либо; о ваших размышлениях; о планах на будущее и т. д.). Не забудьте определить основную мысль своего сочинения; озаглавьте его; продумайте последовательность изложения. Составьте для себя более или менее развёрнутый план сочинения.
|
|
|