Главная >> Русский язык 9 класс. Ладыженская

Повторение и систематизация изученного в 5—9 классах

§ 47. Орфография. Пунктуация (окончание)

270. Несомненно, вы уже размышляете о будущей профессии. Продумайте и обсудите с родителями свою образовательную программу для достижения профессиональных успехов в выбранной области. Расскажите о ваших планах, используя разные виды предложений.

271. На основе материалов данной таблицы расскажите об употреблении запятой в простых предложениях. Для иллюстрации используйте свои примеры.

Запятая ставится

Запятая ставится

272. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Над предложениями, в которых вы употребили точку с запятой, поставьте значок

    Тучи склонявшиеся на г..ризонте стали выше подымат(?)ся сгущались и разл..вались всё шире и шире по небосклону.4 Время от врем..ни пробегал порыв ветра. Он вырывался казалось из жерла ра(з, с)калённой печки (на)конец ветер поднялся с такой силой что трудно стало двигат(?)ся вперёд. В какие(нибудь) десять минут окрес(?)ность изменилась совершенно леса приняли сумр..чный цвет и зашумели (в)далеке как раз(?)ярённое море макушки деревьев рвались словно в страхе каком(то) и силились как(будто) убежать от вихрей которые выр..стали вдруг в разных местах и стремительно носились по полям. Уже с утра разд..вались по врем..нам глухие отд..лённые раскаты они гр..мели теперь (без)умолку и пр..ближались вместе с ними надвигалась и туча сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле а туча на небе с каждой с..кундой захват..вали всё больше и больше пространства слышно было казалось как (по)среди грохота бушевавшего ветра шумела она комкая нижние слои облаков и сдавливая воздух. На с..кунду вся пр..рода как бы пораж..нная страхом упала ниц и смолкла.4

(Д. Григорович)

273. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Знаком разделения или выделения является тире между подлежащим и сказуемым?

    Август месяц света и тепла. Август пора деревенской страды что соб..рёшь то и в закр..ма засыпл..шь.
    А в саду август-густарь всего3 густо. Яблоки наливают(?)ся сочнеют. Вишня так и просит(?)ся в кузовок. Садоводы малину уже об..рают давно а ягоды всё спеют и спеют.
    Август время цветения самых пышных цветов астр и г..оргинов.
    Август щедрый месяц.

(А. Стрижев)

274. Прочитайте и озаглавьте текст с помощью антонимов. Определите тип текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. • Составьте схему 2-го предложения.

    В мирной жизн.. следу.щий день (не, ни)являет(?)ся проблемой он (не, ни)ур..внение со всеми (не)известными а простая ар.фм.тическая задача. «Завтра» ст..новит(?)ся пугающ..м и жутк..м только когда его больше нет когда земля проваливает(?)ся (из)под ног уск..льза..т из рук как подрубле(н, нн)ое дерево раскалывает(?)ся и ухает (в)низ.

(И. Сабурова)

275. Прочитайте отрывок из рассказа В. Солоухина. Почему дед, всегда «степенный и уравновешенный», так рассердился на своего внука? Почему писатель начинает свой рассказ с трёх назывных предложений? Выпишите слова с пропущенными буквами и со скобками, графически объясните орфограммы.

    Ломоть хлеба, посыпа(н, нн)ый крупной солью.
    Ломоть хлеба, намаза(н, нн)ый свежим мёдом.
    Ломоть хлеба, натёртый чесноком, просто ломоть душистого хлеба, только что отреза(н, нн)ый от тёплого ещё, ноздреватого каравая...
    Я знаю, что многие люди на вопрос, в чём состоит величайшее изобр..тение человечества, говорят (не)(о)порохе, (не)(о)книг..печатанье, (не)(о)денежных знаках, (не)(о)паровой машине, (не)(о)водородной бомбе. Между прочим, великий русский учёный К. А. Тимирязев тоже сч..тал величайш..м изобретением человека именно ломоть хлеба.
    А мне ещё с детства запомнилась, (не)могла (не)врезат(?)ся в память, маленькая, но значительная картинка. То ли ломоть попался толстоват, то ли я (не)был голоден, только об(?)ел я верхнюю часть ломтя, а остатки бросил на землю, а для верности наступил босой чумазой пяткой. Тотчас дедушка цепко ухватил меня за мой (не)стриже(н, нн)ый висок, расп..ясал свой пояс — добротную кручё(н, нн)ую б..ч..вку. Что было дальше — можно и (не)рассказывать. Скажу только — никогда я (не)вид..л таким сердитым моего степе(н, нн)ого и уравновеш..(н, нн)ого дедушку.
    Ведь (не)последний же я бросил кусок, (не)об..днела от этого семья, (ни)кто (не)остался голодным в целой нашей деревне. Откуда же ярость дедушки? Исключе(н, нн)о и то, что он видел в ломте хлеба величайшее изобретение человечества.
    Известно, во все времена страшному слову «голод», страшному понятию «голод» против..стоял ломоть хлеба. Голод — это смерть, ломоть хлеба — жизнь. Вот и вся короткая, простая, как самый ломоть, философия.

276. Прочитайте. Ответьте письменно на вопрос из текста. Объясните постановку запятых в каждом случае.

    Дорогой друг, задумывался ли ты когда-нибудь, почему признанные, маститые писатели так часто возвращаются в своих книгах к событиям далёкого детства? Потому, вероятно, что они видят в них нечто знаменательное, что полезно и интересно было бы знать детям будущих поколений.

(Н. Шульгина)

277. Представьте себе, что вы сидите в кругу сверстников и вспоминаете забавные случаи из вашей жизни, которые «врезались в память». Расскажите (устно) о таком случае. Удалось ли вам развеселить окружающих?

278. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В каких предложениях вы поставили двоеточие? Обоснуйте свой ответ.

    1. Не помню кто из поэтов сказал Поэзия всюду даже в траве. Надо только нагнуться чтобы поднять её.
    Было ранн..е утро. Накрап..вал дождь. Телега в(?)ехала в вековой сосновый лес. В траве на обочине дороги что(то) белело.
    Я соск..чил с телег.. нагнулся и увидел дощечку заросшую в(?)юнком. На ней была надпись ч..рной краской. Я отвёл мокрые стебли в(?)юнка и проч..л почти забытые слова В разные годы под вашу сень Михайловские рощи являлся я.
    Потом я натыкался на такие дощечки в самых (не)ожиданных местах в (не)кошеных лугах над Соротью на песча(н, нн)ых косогорах по дороге из Михайловского в Тригорское на берегах озёр Маленца и Петровского всюду звучали из травы из вереска из сухой земляники простые пушкинские строфы.
    2. Найти место старых сосен было трудно от них не осталось даже пней.4
    3. В пушкинском заповеднике три огромных парка Михайловский Тригорский и Петровский. Все они отличаются друг от друга так(же) как отличались их владельцы.

(К. Паустовский)

279. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните случаи сочетания знаков препинания.

    1. Пети не было дома (он пошёл к товарищу с которым намеревался из ополченцев перейти в действующую армию). 2. Голос Гриши был груб и хрипл движения торопливы и неровны речь бессмысленна и несвязна (он никогда не употреблял местоимений) но ударения так трогательны что слушая его нельзя было удержаться от какого-то смешанного чувства сожаления страха и грусти. 3. Любочка! Катенька! — кричу я подавая в окно кареты несколько веток черёмухи — посмотрите как хорошо! 4. Все девки были красивы но и сами они и Белецкий и денщик вышедший с пряниками — все невольно смотрели на Марьяну и обращаясь к девкам обращались к ней. 5. Ежели3 вы спрашиваете меня сказал князь Андрей не глядя на отца (он в первый раз в жизни осуждал своего отца) я не хотел говорить; но ежели вы меня спрашиваете то я скажу вам откровенно своё мнение насчёт всего этого.

(Л. Толстой)

280. Познакомьтесь с одной из житейских истин - «прописью», как называла её М. Цветаева в своём «Письме детям». В чём автор видит суть взаимопонимания детей и родителей? Спишите. Охарактеризуйте смысловые отношения между частями первого предложения. Объясните постановку или отсутствие каждой запятой. Составьте схему.

    Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими.

    Кроме того, для вас они — родители, для самих себя — я. Не исчерпывайте их — их родительством.

281. Напишите, как вы понимаете последний тезис из письма М. Цветаевой. Выразите своё мнение по поводу важнейших проблем взаимоотношений «я и родители» или «я и другие».

282. Сочинение. Тема свободная - «Если бы мне предложили написать, о чём я хочу» (о каком-либо событии в вашей жизни; о наблюдении за кем-либо или за чем-либо; о ваших размышлениях; о планах на будущее и т. д.).

Не забудьте определить основную мысль своего сочинения; озаглавьте его; продумайте последовательность изложения. Составьте для себя более или менее развёрнутый план сочинения.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru