|
|
|
Повторение изученного в 5—8 классах
§ 5. Предложения с обособленными членами32. Какие члены предложения называются обособленными? Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Аргументируйте постановку запятых. Найдите уточняющее обстоятельство и вводные слова. • Объясните правописание суффиксов причастий. 1. Офицеры приезжавшие из армии рассказывали подробности героических боёв русских войск на подступах к Смоленску и при защите самого города. (Л. Раковский) 2. В горнице на белом, прибра(н, нн)ом столе шумел ведёрный самовар весело с..явший надрае(н, нн)ыми боками отражая в них пёстрое окружение конфет печенья бубликов. (Е. Носов) 3. Она молча подала мне свою руку ещё дрожавшую от волнения и испуга.5 (Ф. Достоевский) 4. С моря дул влажный холодный ветер разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста пр..брежных кустов. (М. Горький) 5. Я мог выйти скажем из своей будки и пойти на берег моря. (А. Битов) 6. Она танцевала страстно с увлечением и вальс и польку и кадриль угорая от музыки и шума мешая русский язык с французским картавя смеясь и не думая о муже (ни)(о)ком и (ни)(о)чём. (А. Чехов) 33. Прочитайте. К какому историческому времени относится изображённый в отрывке эпизод? Как вы это определили? Запишите, обозначив графически причастные и деепричастные обороты. Объясните условия их обособления/ необособления. • Найдите устаревшие слова. Какую роль они играют в тексте? • Объясните выделенные орфограммы. Лихой конь донёс его до белокаменной легко и споро. Ещё не были заперты врата детинца*, ещё встречались то тут, то там едва различимые в темноте люди, ещё светились в домах жёлтые слюдяные оконца. Никем не задержанный и даже не окликнутый проехал Данила Феофаныч в кремник*, никем не узнанный приблизился к тыну великокняжеских хором и только перед высокими, наглухо запертыми воротами остановился. Стучать в створы, дабы не привлекать лишнего внимания, он не стал, а, приподнявшись в седле, нащупал скрытое в застрехе* вервие*, о коем было ведомо только своим, и чуть заметно дёрнул его. Тихий звон колокольца донёсся из-за ворот, и вслед за тем неторопкие шаги сторожа прошуршали по снегу. <...> Скрипнул тяжёлый кованый засов, створы ворот шевельнулись и медленно разошлись в стороны. Явившийся перед Данилой Феофанычем привратник взял коня под уздцы. (С. Николаев) 34. Прочитайте. Определите тип текста. Выделите графически причастные обороты. Какие из них обособлены и почему? • Выполните морфологический разбор одного действительного и одного страдательного причастия. На столе дымилась тушё(н, нн)ая в печи картошка; остро, чесноком и укропом, пахли холодные, только что из погреба, матово запотевшие в тепле солё(н, нн)ые огурцы, наложе(н, нн)ые поверх бочковой капусты; румянились поджаре(н, нн)ые куски морского окуня, тоже навале(н, нн)ые щедро, горой в большом обливном блюде. Была тут и селёдочка, посыпа(н, нн)ая колечками лука, и вскрытые банки со ставридой в томатном соусе, и, кажется, по запаху угадывалась и колбаска, затерявшаяся где-то среди нагромождения тарелок и мисок. (Е. Носов)
|
|
|