|
|
|
Сложное предложение. Культура речи
§ 7. Понятие о сложном предложении (окончание)43. Запишите стихотворные отрывки, подчёркивая грамматические основы предложений. Докажите, что это сложные предложения, выделив в каждом грамматические основы. Начертите схемы.
• Какие слова имеют устаревшую форму? 44. Запишите тексты, вставляя пропущенные буквы. Найдите сложные предложения, начертите их схемы. • Определите вид сказуемых в сложных предложениях. Бурьяном называлась густая зар..сль на склон.. балк.. в четверти версты от села возле самой дорог... Там н..кого не было. Стая скворцов с шумом поднялась с сухих прошлогодних стеблей и улетела в поле. День был ясный и тёплый, по небу плавали лёгкие облака, птицы весело чирикали; до самого гор..зонта расст..лалась огромная площадь нежных зелёных посевов. (А. Осипович) Абрикосовые деревья в первых солнечных лучах светились рыжим летним сиянием. Я сорвала один абрикос. На какой-то миг показалось, что держу в руках чудом материализовавшийся солнечный зайчик. На ощупь он оказался мокрым, а на вкус — ароматным и сладким. (По С. Алекперовой) 45. Диктант с продолжением. Запишите текст под диктовку. Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях. Последние годы во всём мире идёт озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек, и только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Река всегда кормила, поила и радовала людей. Она всегда была частью их жизни, а сейчас приметы былого, взращённого на реке хозяйства исчезли. У реки только брали, но нисколько её не берегли. (В. Песков) Продолжите записанный под диктовку текст.
|
|
|