|
|
|
Сложное предложение. Культура речи
§ 7. Понятие о сложном предложении
Определите, какое из данных предложений простое, а какое - сложное. Найдите грамматические основы и сопоставьте их число в данных предложениях. 1. Даже маленькие маргаритки, выросшие на газонах, отбрасывали миниатюрные тени. (В. Катаев) 2. Дверь, обитая гобеленом с пастушками, неслышно распахнулась, и вбежал человек. (М. Булгаков)
В синтаксисе различают два основных структурных типа предложе- ния: простое и сложное. Сложное предложение можно определить как сочетание простых предложений, в котором образующие его части не обладают всеми свойствами простого предложения. Они не имеют главного свойства предложения как коммуникативной единицы - смысловой и интонационной законченности. Интонация конца предложения присуща сложному предложению в целом. Например:
Сложные предложения имеют две или более грамматические основы. Сложные предложения помогают передать больший объём информации.
41. Прочитайте предложение в соответствии с интонационной схемой. Какие простые предложения читаются с интонацией незаконченности, а какое предложение (предикативная часть) произносится с интонацией завершения? Почему?
42. О чём говорится в приведённых стихотворных отрывках? В каком темпе и в какой тональности вы прочитаете первый отрывок? Выпишите сложное предложение. Подчеркните грамматические основы, составьте схему.
|
|
|