|
|
|
Введение
Что и как изучает физикаПосле того как выдвинута гипотеза, учёный может продвигаться в познании двумя путями. В первом случае он может поставить эксперимент и с его помощью проверить гипотезы. Те из них, которые подтвердятся, принимаются, а те, которые не подтвердятся, являются ложными и отбрасываются. Затем, если это возможно, гипотеза получает теоретическое подтверждение при объяснении результатов эксперимента. Во втором случае учёный строит модель объекта или явления, выдвигает гипотезу, выполняет теоретическое исследование модели и проводит эксперимент с целью подтверждения справедливости гипотезы и правильности построенной модели. Окончательное заключение о том, что полученные выводы верны, позволяет сделать возможными их применение в практике. Из приведённых рассуждений следует, что эксперимент и теоретический анализ (теория), являясь методами познания окружающего мира, выступают в единстве. Процесс познания начинается с наблюдений, и именно несоответствие наблюдаемого сложившейся системе знаний, противоречие между уже известным и экспериментальными фактами, которые не могут быть объяснены с помощью существующих законов и теорий, приводит к возникновению нового знания. В этом случае эксперимент является источником наших знаний об окружающем мире. С другой стороны, ни одно знание не может считаться истинным до тех пор, пока оно не будет подтверждено соответствующими экспериментальными данными и не найдёт своего практического применения. В этом смысле эксперимент является критерием истинности наших знаний. Таким образом, эксперимент является источником знания и критерием истинности полученных знаний. Естественно, что экспериментальные факты представляют собой один из элементов системы знаний о природе. Более полными эти знания могут стать только при создании теории для их объяснения. Так, предположение о том, что вещества состоят из частиц, находящихся в непрерывном хаотическом движении, оставалось гипотезой и после того, как были поставлены эксперименты, косвенным образом доказывающие его справедливость. И лишь после создания классической статистической теории оно превратилось в научное знание. Вопросы для самопроверки 1. Что изучает физика? 2. Приведите примеры физических явлений и физических свойств тел. 3. Покажите, что физические законы имеют место в биологических и химических явлениях. 4. Какова логика процесса научного познания? Проиллюстрируйте её на примере. 5. Какова роль эксперимента в познании? Поясните на примере. 6. Что такое гипотеза? Приведите примеры научных гипотез.
|
|
|