|
|
|
Глава 5. Углеводороды
§ 16. Генетическая связь углеводородов. Производные углеводородов Повторите состав, строение и свойства углеводородов.
Ознакомившись с основными классами углеводородов, с их составом, строением и свойствами, мы делаем вывод, что гомологические ряды углеводородов находятся в родстве друг с другом. Например, из алканов можно получить алкены и алкины, и наоборот, из алкенов и алкинов можно получить алканы; от циклоалканов и алкинов можно перейти к ароматическим углеводородам и т. д. Эти взаимные переходы отражают генетическую связь углеводородов разных классов и имеют не только теоретическое, но и большое практическое значение для развития химической промышленности. Представим эту взаимосвязь следующей схемой:
Задание. 1. Приведите уравнения химических реакций, иллюстрирующих взаимопревращения углеводородов согласно схеме, и выразите эту схему в виде общих формул соответствующих углеводородов. 2. Обобщим знания об утлеводородах, сравним строение и свойства алканов, алкенов, алкинов и аренов. Для этого заполните таблицу, которая отображает характерные свойства углеводородов этана, этена, этина, бензола.
Основные понятия Генетическая связь • Алканы • Циклоалканы • Алкены • Алкины • Алкадиены • Арены Вопросы и задания 1. К каким классам углеводородов принадлежат вещества, имеющие следующие формулы: С3Н8, С3Н4, С7Н8? Каковы названия этих соединений? Напишите структурные формулы галогенсодержащих, образованных этими соединениями. 2. Вычислите массовую долю (в %) выхода бензола от теоретически возможного, если известно, что из 11,2 л ацетилена (н. у.) было получено 10 г бензола. 3. Запишите схемы реакций (указав условия их проведения), с помощью которых можно осуществить следующий ряд превращений:
4. Вычислите объём бензола (плотность 0,8 г/мл), который можно получить из 33,6 л ацетилена (н. у.), если выход бензола от теоретически возможного составляет 85%.
|
|
|