|
|
|
Глава пятая. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции
§ 36. Электролитическая диссоциация (окончание)Свойства гидратированных и негидратированных ионов различаются. Например, негидратированный ион меди Сu2+ — бесцветный в безводных кристаллах сульфата меди (II) CuSO4 и имеет голубой цвет, когда гидратирован, т. е. связан с молекулами воды Сu2+ • nН2O. Гидратированные ионы имеют как постоянное, так и переменное число молекул воды. В растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы. Поэтому растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации, которую обозначают греческой буквой α («альфа»).
Степень диссоциации электролита определяют опытным путём и выражают в долях или в процентах. Если α = 0, то диссоциация отсутствует, а если α = 1, или 100%, то электролит полностью распадается на ионы. Электролиты имеют различную степень диссоциации, т. е. степень диссоциации зависит от природы электролита. Она также зависит и от концентрации: с разбавлением раствора степень диссоциации увеличивается. По степени электролитической диссоциации электролиты разделяют на сильные и слабые. Cильные электролиты при растворении в воде практически полностью диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к единице в разбавленных растворах. К сильным электролитам относят: 1) практически все соли; 2) сильные кислоты, например: H2SO4, HCl, HNO3; 3) все щёлочи, например: NaOH, КОН. Слабые электролиты при растворении в воде почти не диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к нулю. К слабым электролитам относят: 1) слабые кислоты, например: H2S, H2CO3, HNO2; 2) водный раствор аммиака NH3 • Н2O.
1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания. 2. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и слово-сочетаниям следующего параграфа.
1. Объясните, почему раствор гидроксида калия проводит электрический ток, а раствор глюкозы С6Н12O6 — нет. 2. Почему при разбавлении раствора электролита степень его диссоциации увеличивается? 3. Докажите, что деление химических связей на ковалентную полярную и ионную условно. 4. Как отличается по своей природе электропроводность металлов и электролитов? 5. Как объяснить электрическую проводимость водных растворов электролитов? <<< К началу Ответы к § 36 >>>
|
|
|