|
|
|
Практическая работа 2
Очистка веществЦель работы: закрепление знаний о зависимости способов очистки веществ от свойств вещества, приобретение умений по очистке веществ. Ход работы1. Фильтрование 1. Получите у учителя загрязнённую соль. 2. Растворите соль в 20 мл воды (при растворении перемешивайте стеклянной палочкой) в химическом стакане. 3. Разделите получившуюся гетерогенную смесь фильтрованием: а) приготовьте бумажный фильтр: сложите два раза крут фильтровальной бумаги и расправьте, чтобы получился конус, вложите его в воронку и смочите водой; б) проведите фильтрование. Помните, что жидкости надо налить в воронку столько, чтобы она не доходила до краёв фильтра на 0,5 см, иначе смесь может протекать между фильтром и стенками воронки, не очищаясь от примесей. Жидкость наливайте по стеклянной палочке (рис. 46); в) отфильтрованный раствор сохраните для дальнейшей работы.
2. Выпаривание (кристаллизация) 1. Полученный фильтрат (раствор соли) вылейте в фарфоровую чашку. 2. Нагрейте чашку в пламени спиртовки, после появления в чашке кристаллов соли нагревание прекратите (рис. 47). 3. Сравните полученную соль с выданной вам в начале работы. 3. (Демонстрационный опыт.) Перегонка (дистилляция) 1. Получите воду, подкрашенную красителем. 2. Соберите прибор для перегонки (рис. 48, а). 3. Проведите перегонку загрязнённой воды, соберите очищенную воду в приёмник.
4. (Демонстрационный опыт.) Экстрагирование (выделение из смеси малорастворимых друг в друге жидкостей) 1. Налейте в делительную воронку 5-8 мл воды (рис. 48, б). (Убедитесь, что кран воронки закрыт.) 2. Прилейте к воде в делительной воронке 1-2 мл растительного масла. 3. Закройте делительную воронку со смесью пробкой. Несколько раз плавно, придерживая одной рукой кран, а другой пробку, переверните воронку вверх-вниз. 4. Дайте смеси отстояться. 5. Разделите образовавшуюся смесь на компоненты с помощью делительной воронки. Соберите компоненты смеси в разные колбы. 5. (Демонстрационный опыт.) Возгонка Слегка нагрейте круглодонную колбу с 3-4 кристаллами иода. Наблюдайте, как образуются пары иода. Дайте колбе с веществом остыть. Сравните полученные кристаллы сублимированного иода с теми, которые вы выбрали для опыта. План оформления практической работы 1. Напишите название работы. 2. Начертите в тетради таблицу и заполните её.
3. При формулировке выводов основное внимание обращайте на связь проводимых операций с составом и свойствами веществ, с которыми вы работали.
|
|
|