|
|
|
Глава 6. Основные классы неорганических соединений
Щёлочи, их свойства и способы получения3. Щёлочь + соль (раствор) Растворы щелочей взаимодействуют только с растворимыми солями (реакции обмена): CuCl2 + 2КОН = Сu(ОН)2↓ + 2КСl Чтобы не допустить ошибки при подборе примеров, иллюстрирующих данное свойство щелочей, следует справиться о растворимости соли по таблице растворимости. Отношение к индикаторам смотри в таблице 10 § 21. Получение щелочей в лаборатории. Щёлочи могут быть получены путём взаимодействия с водой оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов: ВаО + Н2O = Ва(ОН)2 Другим способом получения щелочей в лаборатории является растворение металлов в воде. Убедимся в этом на опыте. (Опыт проводит учитель!) В кристаллизатор с водой добавим несколько капель фенолфталеина и поместим небольшой кусочек металла натрия. Натрий, плотность которого меньше, чем у воды, не тонет и бурно реагирует с водой. Под влиянием выделяющегося в ходе реакции тепла он расплавляется, превращается в блестящий серебристый шарик. Этот шарик быстро перемещается, «бегает» по поверхности воды, одновременно растворяясь. Окраска фенолфталеина становится малиновой, что свидетельствует об образовании щёлочи NaOH. Уравнение этой реакции: 2Na + 2Н2O = 2NaOH + H2↑ + Q Что заставляет натрий двигаться по поверхности воды?
Если провести аналогичный опыт с калием, то легко убедиться, что реакция протекает ещё более бурно: калий загорается от соприкосновения с водой (рис. 67). Реакция экзотермична, т. е. образующиеся в результате реакции продукты обладают меньшим суммарным запасом энергии, чем исходные вещества. Таким образом, в лаборатории щёлочи могут быть получены двумя способами: растворением в воде металлов и их оксидов. Основные понятия Щёлочи • Получение щелочей • Реакции обмена Вопросы и задания 1. С помощью уравнений реакций проиллюстрируйте химические свойства едкого кали КОН, известковой воды, баритовой воды — Ва(ОН)2. 2. Подумайте, какие правила предосторожности следует соблюдать при приготовлении растворов щелочей. 3. Из варианта I малого химического тренажёра (см. табл. 20, § 33) выберите вещества, способные вступать во взаимодействие с соляной кислотой. Составьте уравнения соответствующих реакций. 4. Как вы думаете, целесообразно ли в промышленности получать щёлочи способами, рассмотренными в данном параграфе? Ответ обоснуйте. 5. В трёх пробирках находятся образцы твёрдых веществ: гидроксида натрия, гидроксида кальция и оксида цинка. Как различить эти вещества? 6. В трёх пробирках находятся растворы соляной кислоты, едкого натра и известковой воды. Предложите самый короткий способ их определения. 7. Составьте уравнения реакций, раскрывающие схему превращений: а) Са → СаО → Са(ОН)2 → Cas(PO4)2
8. Вычислите объём (л) оксида углерода(ГУ) (н. у.), который можно получить из 500 г карбоната кальция.
|
|
|