Главная >> Химия 8 класс. Кузнецова

Глава 6. Основные классы неорганических соединений

§ 37. Нерастворимые основания, их получение и свойства. Амфотерность

    Приведите примеры растворимых и нерастворимых в воде веществ.

Каждый раз перед проведением реакций с нерастворимыми основаниями приходится получать их в свежеосаждённом виде.

Запомните: для получения нерастворимого основания к раствору соли необходимо по каплям приливать раствор щёлочи — до образования осадка. Раствор соли, образовавшийся одновременно с осадком нерастворимого основания, следует слить, а полученный гидроксид использовать для химических реакций. Например, для получения гидроксида меди (II) надо взять раствор любой соли меди и раствор любой щёлочи:

CuCl2 + 2КОН = Си(ОН)2↓ + 2КСl
Cu(NO3)2 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + 2NaNO3

Для нерастворимых оснований характерны два общих свойства: они растворяются в растворах сильных кислот и разлагаются при нагревании (в отличие от щелочей) на соответствующий оксид и воду.

Подтвердим существование этих свойств с помощью лабораторных опытов. Последовательность опытов представлена на рисунке 68.

выполнения опытов по получению гидроксида меди

    Рассмотрите рисунок 68 и постарайтесь устно описать порядок действий при выполнении лабораторного эксперимента. Выполните опыты: получение гидроксида меди (II) Си(ОН)2, разложение его при нагревании и взаимодействие Си(ОН)2 с раствором h2so4.

    Составьте уравнения проведённых реакций:

    1) Cu(OH)2 ↓ + H2SO4 = CuSO4 + 2Н2O

    Признак реакции: растворение студенисто-голубого осадка, образование раствора голубого цвета.

    Признак реакции: образование порошка чёрного цвета и воды. Проделанные реакции отражают общие свойства нерастворимых оснований: их способность разлагаться при нагревании и взаимодействии с кислотами.

Амфотерность. Ряд химических элементов образуют оксиды и гидроксиды, обладающие амфотерными свойствами. Слово « амфотерность» происходит от греческого amphoteros, что значит «и тог и другой», и отражает способность веществ в зависимости от условий (в первую очередь от природы вещества, с которым вступает в реакцию) проявлять либо основные, либо кислотные свойства.

Амфотерными свойствами обладают оксиды и гидроксиды двухвалентных цинка, свинца, бериллия, олова, трёхвалентных алюминия, хрома и некоторых других металлов. Например, гидроксид цинка, реагируя с раствором соляной кислоты, проявляет основные свойства:

Zn(OH)2 + 2НСl = ZnCl2 + 2Н2O

При взаимодействии со щёлочью он способен проявлять кислотные свойства:

Zn(OH)2 + 2NaOH = Na2ZnO2 + 2Н2O

Цинкат натрия Na2ZnO2 образуется при сплавлении гидроксида цинка со щёлочью. В растворе образуется комплексная соль — тетрагидроксоцинкат натрия Na2[Zn(OH)4]. Амфотерные основания способны к взаимодействию как с кислотами, так и со щелочами.

Такая двойственность свойств обусловлена особенностями строения амфотерных гидроксидов. Амфотерные гидроксиды соответствуют амфотерным оксидам, которые также могут взаимодействовать как с кислотами, так и со щелочами.

    Рассмотрите схему опытов получения и исследования свойств гидроксида цинка (рис. 69). Какие действия вам придётся выполнить по ходу лабораторных опытов? Какова их цель? Целесообразность проведения одного из опытов (какого?) должна вызывать у вас сомнения.

    Схема выполнения опытов по получению гидроксида цинка

Основные понятия

Нерастворимые основания • Свойства нерастворимых оснований • Амфотерность • Амфотерные соединения

Вопросы и задания

1. Из перечня формул малого химического тренажёра (см. табл. 20, с. 144) выберите формулы тех веществ, которые вступают в реакцию: а) с КОН; б) с Fe(OH)3; в) с Са(ОН)2. Составьте соответствующие уравнения реакций.

2. Пользуясь таблицей растворимости, составьте уравнения реакций получения в лаборатории следующих нерастворимых оснований: Pb(OH)2, Аl(ОН)3, Mg(OH)2, Fe(OH)2.

3. Составьте уравнения реакций, отражающие химические свойства гидроксида меди (II).

4. Объясните причины образования двух слов от одного корня: «амфотерность» и «амфибия».

5. Начертите в тетради схему генетической связи классов неорганических соединений и разместите в ней амфотерные соединения Аl2О3 и Аl(ОН)3. Пунктирными линиями обозначьте их химические свойства. Обсудите схему с товарищем.

6. Сравните химические свойства оснований: КОН, Mg(OH)2, Аl(ОН)3.

7. Вычислите массу (г) гидроксида меди (II), образовавшуюся при реакции хлорида меди (II) с 160 г раствора гидроксида натрия с массовой долей NaOH 5 %.

 

 

???????@Mail.ru