|
|
|
Глава 3. Неметаллы
§ 24. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединенийПолучение галогенов. В промышленности фтор и хлор получают электролизом расплавов или растворов их солей.
Модели лабораторных установок для электролитического получения хлора изображены на рисунке 103. Например, процесс электролиза расплава хлорида натрия можно отразить уравнением:
При получении хлора электролизом раствора хлорида натрия кроме хлора образуются также водород и гидроксид натрия:
Но если водород можно получить другими, более удобными и дешёвыми способами, например из природного газа, то гидроксид натрия, как и хлор, получают почти исключительно электролизом раствора поваренной соли.
В лаборатории (рис. 104) хлор получают взаимодействием соляной кислоты с оксидом марганца:
Бром и иод получают в промышленности по реакции вытеснения их хлором соответственно из бромидов и иодидов. Биологическое значение и применение галогенов. Фтор. Вы не могли не обратить внимания, что на этикетках многих марок зубных паст указывают содержание в них фтора — конечно, не свободного, а его соединений. Благодаря этому важному компоненту, участвующему в построении зубной эмали и костей, предотвращается такое заболевание, как кариес зубов. Кроме того, фтор является необходимым элементом в процессах обмена веществ в железах, мышцах и нервных клетках. Важное значение имеет фтор и в промышленном производстве, где основные потребители его — ядерная промышленность и электротехника. Его соединение Na3AlF6 (как его называют?) используют для производства алюминия. А в быту всё более широкое применение находит посуда с тефлоновым покрытием (тефлон — фторсодержащая пластмасса). Хлор. Один из химических элементов, без которых немыслимо существование живых организмов. Основная форма его поступления в организм — это хлорид натрия, который стимулирует обмен веществ, рост волос, придаёт бодрость и силу. Больше всего хлорида натрия NaCl содержится в плазме крови. Особую роль в пищеварении играет соляная кислота НСl, которая входит в состав желудочного сока. Без 0,2%-й соляной кислоты практически прекращается процесс переваривания пищи. И хотя почти все пищевые продукты содержат некоторое количество поваренной соли, человек вынужден добавлять к пище ежедневно около 20 г соли. По масштабам промышленного применения хлор намного превосходит все галогены. Хлор и его соединения необходимы для отбеливания льняных и хлопчатобумажных тканей, бумаги и т. д. (рис. 105). Особенно много его расходуют в органическом синтезе для производства пластмасс, каучуков, красителей и растворителей.
Многие хлорсодержащие соединения используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства. В больших количествах соединения хлора (хлорная известь) необходимы для обеззараживания питьевой воды, правда, далеко не без отрицательных последствий (какое вещество безопаснее применять для этой цели?). В цветной металлургии методом хлорирования из руд извлекают некоторые металлы (титан, ниобий, тантал). Хлор нашёл применение и в военных целях в качестве боевого отравляющего вещества. Позднее он был заменён другими, более эффективными хлорсодержащими отравляющими веществами, например фосгеном СОСl2. Хлор содержится в очень опасном для жизни и здоровья веществе — диоксине. Летучие соединения хлора — одна из причин разрушения озонового слоя Земли. Бром. Ещё один галоген — бром также весьма важен для организма человека. Соединения этого элемента регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы, поэтому для лечения нервных болезней (бессонницы, истерии, неврастении и т. д.) врачи прописывают бромсодержащие препараты. Бром активно накапливают некоторые растения, в том числе морские водоросли. Именно в море сосредоточена большая часть брома на нашей планете, и море служит главным поставщиком брома. Подсчитано, что ежегодно вместе с морской водой в воздух переходит около 4 млн т брома. Понятно, что содержание его в воздухе приморских районов всегда больше, чем в районах, далёких от моря. Не менее важную роль бром, а точнее, бромид серебра AgBr играет в фотографии. Фотобумага содержит нанесённый на неё с помощью желатина слой бромида серебра, который легко разлагается под действием света:
Иод. Последний из рассматриваемых нами галогенов — иод — элемент, без которого человек не может жить: недостаток его в воде и пище снижает выработку гормонов щитовидной железы и приводит к заболеванию эндемическим зобом. Гормоны щитовидной железы регулируют мышечную деятельность, работу сердца и мозга, а также аппетит, пищеварение. Иод поступает в организм вместе с водой, воздухом и пищей: хлебом, яйцами, молоком, водой, морской капустой (рис. 106). Спиртовой раствор иода (5—10%-й), называемый йодной настойкой, применяют для обработки ран (рис. 107). Иод входит в состав многих лекарств. Главными потребителями иода являются фармацевтическая и химическая промышленность, а также производство светочувствительных фотоматериалов. 1
1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания. 2. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.
1. Вычислите объём хлора (н. у.) и массу натрия, которые можно получить при электролизе 585 г хлорида натрия, содержащего 2% примесей. 2. Рассчитайте, сколько граммов 40%-го раствора щёлочи можно получить из натрия, массу которого вы определили в предыдущей задаче. 3. Французский химик К. Шееле получил хлор по реакции оксида марганца (IV) с соляной кислотой. В результате этой реакции образуются также хлорид марганца (II) и вода. Составьте уравнение этой реакции, рассмотрите окислительно-восстановительные процессы и рассчитайте массу оксида марганца (IV) и количество хлороводорода, необходимых для получения 100 л хлора (н. у.), если выход его составляет 95% от теоретически возможного. 4. Подготовьте сообщение о положительном и отрицательном значении галогенов и их соединений в жизни человека. 5. Извечная заповедь медицины: «Малые дозы — лекарство, а большие — яд». Докажите её на примерах из химии галогенов. 6. Английский поэт Уилфред Оуэн, погибший в сражениях Первой мировой войны, написал такие строки: Газ! Газ! Скорей! — неловкие движенья, Напяливание масок в едкой мгле!
Какое событие описывает поэт? Какой галоген выступает в страшной роли убийцы? Какие его свойства упоминаются в стихотворении? 7. Используя свои знания по химии галогенов, напишите сочинение на тему «Художественный образ вещества или процесса». Для того чтобы иметь представление, как это делают другие ученики, прочитайте сочинение ученика 9 класса 531-й школы Москвы Ильи Горшкова (1990). Самый сильный окислитель Жил-был Кислород. И был он таким сильным, что, с кем ни встретится, сразу окислит. И назвали Кислород окислителем, а вещества, получающиеся в реакции с Кислородом, — оксидами, сам процесс — окислением. Ходит Кислород по таблице Менделеева и со всеми в реакцию вступает. Стал он хвастливым, заносчивым и решил, будто в химическом мире нет никого сильнее его. И всё же Кислород ошибся. Как-то раз встретил он в таблице Фтор. Решил Кислород окислить Фтор. Позвал он на помощь Водород и, образовав в соединении с ним воду, пошёл в наступление на Фтор. И произошло чудо. Вода, которой тушат пожары, сама загорелась во Фторе. Кислород, считавшийся окислителем, в этой реакции стал восстановителем. Так Фтор превзошёл Кислород и оказался самым сильным из окислителей. Какие химические понятия осветил Илья в своём сочинении? Выпишите их и дайте их определения.
|
|
|