|
|
|
Глава 4. Степень с натуральным показателем и её свойства
§ 17. Свойства степени с натуральными показателями (продолжение)Открытие второеПример 2. Вычислить: а) 26 : 24; б) 38 : 35. Р е ш е н и е, а) Запишем частное в виде дроби и сократим её:
В процессе решения примера мы заметили, что 26 : 24 = 22, т.е. 26 : 24 = 26 - 4; 38 : 35 = 33, т.е. 38 : 35 = 38 - 5. Наблюдается закономерность: основания делимого и делителя одинаковы, показатель делимого больше, чем показатель делителя, при этом из показателя делимого вычитается показатель делителя. Первый этап завершён. На втором этапе предположим, что мы открыли общую закономерность: аn : аk = ап - k, если n > k. Теорема 2.
Можете ли вы сформулировать теорему 2 иначе, используя грамматическое построение «если ..., то ...»? Видите ли вы, где в этой теореме условие, а где заключение? Ответьте для себя на эти вопросы (а наш ответ будет приведён после доказательства теоремы). Доказательство. Рассмотрим произведение ап - k • аk. Мы знаем, что при умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются (об этом шла речь в теореме 1). Сложив показатели n - k и k, получим (n - k) + k = n. Итак, аn - k • аk = аn, а это как раз и означает, что аn : аk = аn - k. Теорема доказана. А теперь иначе сформулируем теорему 2:
Условие теоремы: а ≠ 0; n, k — натуральные числа, n > k. Заключение теооемы: аn : аk = аn - k. Второе открытие у нас состоялось. Идём дальше. Открытие третьеПример 3. Вычислить: а) (25)2; б) (32)3. Р е ш е н и е, а) Имеем (25)2 = 25 • 25 = 25 + 5 = 210 = 1024 (см. § 16). б) Имеем (32)3 = 32 • 32 • 32 = 32 + 2 + 2 = 36 - 729 (см. § 16). О т в е т: а) 1024; б) 729. В процессе решения примера мы заметили, что (25)2 = 210, т.е. (25)2 = 25 • 2; (32)3 = 36, т.е. (32)3 = 32 • 3. Наблюдается закономерность: в обоих случаях при возведении степени в степень показатели перемножаются. Первый этап завершён. На втором этапе предположим, что мы открыли общую закономерность: (аn)k = аnk. Теорема 3.
Доказательство теоремы (третий этап) мы приводим в самом конце параграфа (пока ограничимся доказательствами теорем 1 и 2). Если есть желание, попытайтесь доказать её самостоятельно (или с помощью учителя).
|
|
|