|
|
|
Глава 4. Степень с натуральным показателем и её свойства
§ 17. Свойства степени с натуральными показателямиБо́льшая часть математических утверждений проходит в своём становлении три этапа.
На первом этапе человек в ряде конкретных случаев подмечает некоторую закономерность. На втором этапе он пытается сформулировать подмеченную закономерность в общем виде, т.е. предполагает, что эта закономерность действует не только в рассмотренных случаях, но и во всех других аналогичных случаях. На третьем этапе он пытается доказать, что закономерность, сформулированная (гипотетически) в общем виде, на самом деле верна. Доказать какое-либо утверждение — это значит объяснить, почему оно верно (объяснить убедительно, а не так: «это верно потому, что это верно»). При доказательстве можно ссылаться только на уже известные факты. Давайте попытаемся вместе пройти все три этапа, попробуем самостоятельно открыть, сформулировать и доказать свойства степеней, хорошо известные в математике. Открытие первоеПример 1. Вычислить: а) 23 • 25; б) 31 • 34. Р е ш е н и е, а) Имеем
Всего имеется 8 одинаковых множителей, каждый из которых равен 2, т. е. 28, что по таблице (см. § 16) даёт 256. б) Имеем
О т в е т: а) 256; 6) 243. В процессе решения примера мы заметили, что 23 • 25 = 28, т. е. 23 • 25 = 23 + 5; 31 • 34 = 35, т.е. 31 • 34 = 31 + 4. Наблюдается закономерность: основания перемножаемых степеней одинаковы, при этом показатели складываются. Первый этап завершён. На втором этапе осмелимся предположить, что мы открыли (для себя) общую закономерность: аn • аk = аn + k. Теорема 1.
Обычно теорему формулируют так: если ... (условие), то ... (заключение). Например, теорему 1 можно (и, честно говоря, так было бы аккуратнее) сформулировать следующим образом:
На третьем этапе надо доказать, что наше предположение верно, т.е. доказать теорему 1. Сделаем это и мы — доказательство приведено ниже. Прочитайте его. Если чувствуете в себе силы, то попытайтесь разобраться в нём (оно состоит в том, что мы трижды используем определение степени с натуральным показателем); если же нет — ограничьтесь прочтением. Д о к а з а т е л ь с т в о.
Теорема доказана. Итак, первое открытие у нас состоялось. Идём дальше.
|
|
|