Главная >> Алгебра 7 класс Мордкович

Глава 7. Разложение многочленов на множители

§ 34. Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приёмов (окончание)

Пример 4. Разложить на множители трёхчлен

    х4 + х2а2 + а4.

Р е ш е н и е.

Применим метод выделения полного квадрата. Для этого представим х2а2 в виде 2х2а2 - х2а2. Получим

    х4 + х2а2 + а4 = х4 + 2х2а2 - х2а2 + а4 = (х4 + 2х2а2 + а4) - х2а2 = (х2 + а2)2 - (ха)2 - (х2 + а2 - ха) (х2 + а2 + ха).

А теперь вернитесь, пожалуйста, к замечанию, которое было сделано в § 33 (после примера 2). Как видите, мы выполнили данное там обещание.

Пример 5. Разложить на множители трёхчлен n3 + 3n2 + 2n.

Решение.

Сначала воспользуемся тем, что п можно вынести за скобки: n(n2 + 3n + 2). Теперь к трёхчлену n2 + 3n + 2 применим способ группировки, предварительно представив 3n в виде 2n + n:

    n2 + 3n + 2 = n2 + 2n + n + 2 = (n2 + 2n) + (n + 2) = n(n + 2) + (n + 2) = (n + 2) (n + 1).

Итак, n3 + 3n2 + 2n = n(n + 1) (n + 2).

Этим разложением мы уже воспользовались в § 30. Правда, там это было сделано без обоснований, зато теперь всё встало на свои места.

Пример 6. Вычислить 38,82 + 83 • 15,4 - 44,22. Решение. Последовательно применим группировку, формулы сокращённого умножения, вынесение общего множителя за скобки. Эта совокупность алгебраических приёмов позволит провести арифметические вычисления легко и изящно:

    38,82 + 83 • 15,4 - 44,22 = 83 • 15,4 - (44,22 - 38,82) = 83 • 15,4 - (44,2 - 38,8) (44,2 + 38,8) = 83 • 15,4 - 5,4 • 83 = 83 • (15,4 - 5,4) = 83 • 10 = 830.

Заканчивая этот параграф, вернёмся к тому, с чего мы начинали главу 7. В § 30 мы говорили о том, что разложение на множители — один из методов решения уравнений. В следующем примере мы и воспользуемся этим методом.

Предварительно отметим следующее. В математике и смежных науках часто встречаются уравнения вида ах2 + bх + с = 0, где а, b, с — числа (коэффициенты), причём а ≠ 0. Например, 2х2 - 3x + 2 = 0, х2 + 4х - 8,5 = 0 и т. д. Такие уравнения называют квадратными, мы специально займёмся их изучением в 8-м классе. Но некоторые квадратные уравнения мы можем решить уже теперь. Одно квадратное уравнение мы решили выше, в § 32 (см. пример 5а), сейчас решим ещё одно, причём даже двумя способами (правда, обычно делают не так, а пользуются готовыми формулами для решения квадратных уравнений, но вы их пока не знаете).

Пример 7. Решить уравнение х2 - 6x + 5 = 0.

Р е ш е н и е.

Первый способ. Представим -6х в виде суммы -х - 5х, а затем применим способ группировки:

    х2 - 6х + 5 = х2 - х - 5х + 5 = (х2 - х) + (-5х + 5) = х(х - 1) - 5(x - 1) = (х - 1)(х - 5).

Тогда заданное уравнение примет вид

    (х - 1)(х - 5) = 0,

откуда находим, что либо х = 1, либо х = 5.

Второй способ. Применим метод выделения полного квадрата, для чего представим слагаемое 5 в виде 9-4. Получим

    х2 - 6х + 5 = х2 - 6х + 9 - 4 = (х2 - 6х + 9) - 4 = (x - 3)2 - 22 = (х - 3 - 2)(х - 3 + 2) = (х - 5)(х - 1).

Снова пришли к уравнению (х - 1)(х - 5) = 0, имеющему корни 1 и 5.

О т в е т: 1, 5.

    Вопросы для самопроверки

1. Почему прочитанный вами параграф носит такое название?

2. В чём заключается метод выделения полного квадрата?

3. Расскажите, о комбинации каких приёмов шла речь в данном параграфе.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru