|
|
|
Глава 8. Функция у = х2
§ 38. Графическое решение уравненийПодытожим наши знания о графиках функций. Мы с вами научились строить графики следующих функций: у = b (прямую, параллельную оси х); у = kx (прямую, проходящую через начало координат); у = kx + m (прямую); у = х2, у = -х2 (параболу). Знание этих графиков позволит нам в случае необходимости заменить аналитическую модель геометрической (графической), например вместо модели у = х2 (которая представляет собой равенство с двумя переменными х и у) рассматривать параболу в координатной плоскости. В частности, это иногда полезно для решения уравнений. Как это делается, обсудим на нескольких примерах. Пример 1. Решить уравнение х2 = х + 2. Р е ш е н и е. Рассмотрим функции у = х2 и у = х + 2; построим их графики и найдём точки пересечения графиков. Эту задачу мы с вами уже решали (см. пример 2 из § 37 и соответственно рис. 61). Парабола у = х2 и прямая у = х + 2 пересекаются в точках А(-1; 1) и В(2; 4). Как же найти корни уравнения х2 = х + 2, т. е. те значения х, при которых выражения х2 и х + 2 принимают одинаковые числовые значения? Очень просто, эти значения уже найдены; х1 = -1, х2 = 2. Это абсциссы точек А и В, в которых пересекаются построенные графики. О т в е т: x1 = -1, х2 = 2. Фактически мы использовали следующий алгоритм.
1. Ввели в рассмотрение функции у = х2,у = х + 2 (для другого уравнения будут, разумеется, иные функции). 2. Построили в одной системе координат графики функций у = х2, у = х + 2. 3. Нашли точки пересечения графиков. 4. Нашли абсциссы точек пересечения — это и есть корни уравнения. Пример 2. Решить уравнение х2 - х + 4 = 0. Р е ш е н и е. Здесь придётся дополнить выработанный алгоритм ещё одним шагом (подготовительным шагом): надо переписать уравнение в виде, для которого имеется алгоритм. Этот вид таков: х2 = х - 4. Теперь всё в порядке, действуем в соответствии с алгоритмом. 1) Введём две функции: у = х2, У = х- 4. 2) Построим в одной системе координат графики функций у = х2 и у = = х - 4 (рис. 65). 3) Точек пересечения у построенных параболы и прямой нет.
Как вы думаете, что означает этот геометрический факт для данной алгебраической задачи (для данного уравнения)? Догадались? А теперь сопоставьте свою догадку с тем, что ниже записано в ответе. О т в е т: уравнение не имеет корней.
Замечание. В § 34 мы уже говорили о том, что существуют так называемые квадратные уравнения — уравнения вида ах2 + bх + с = О, где а, b, с — числа, а ≠ 0. Они решаются по специальным формулам для отыскания корней, но этих формул вы пока не знаете. Тем не менее некоторые квадратные уравнения мы уже решили. Так, в § 34 мы решили уравнение х2 - 6х + 5 = 0 методом разложения на множители. А в настоящем параграфе мы решили ещё два квадратных уравнения — графическим методом. Это уравнение х2 -х - 2 = 0 (см. пример 1; правда, там уравнение было записано по-другому: х2 = х + 2 — но вы же понимаете, что это то же самое) и уравнение х2 - х + 4 = 0 (см. пример 2). Вопросы для самопроверки 1. Перечислите все функции, которые вы изучили в курсе алгебры 7-го класса. 2. Сформулируйте алгоритм решения уравнения вида ƒ(x) = g(x). 3. Что нужно сделать, чтобы графически решить уравнение вида х2 = kx + m? Прокомментируйте свой ответ на примере решения уравнения х2 = 2х + 3. 4. Установите, используя графический метод, сколько корней имеет уравнение: а) х2 + х - 4 = 0; б) х2 + х + 4 = 0.
|
|
|