Главная >> История Древнего мира. 5 класс. Данилов

Введение 2

Как заглянуть в прошлое

На следующий день Антошка снова пришёл к костру археологов.

— Мне мальчишки со Спартаковской улицы сказали, что её назвали не в честь какого-то героя, а в честь футбольной команды «Спартак».

— Ну что ты! — усмехнулся Археолог. — Они просто не знают, что в 1935 году, когда братья Старостины создавали спортивное общество, они выбрали для него имя вождя восстания рабов, которое произошло в 74 году до новой эры.

— Но, возможно, эти мальчишки и правы! — вмешался Источниковед. — На одном доме этой улицы я видел табличку «Клуб болельщиков "Спартака"». Возможно, она названа именно в честь футбольной команды.

— Совсем вы меня запутали, — расстроился Антошка, — то ли мальчишки не правы, то ли вы... Получается, ничего точно о прошлом узнать нельзя.

Как объяснить последние слова Антошки? Согласен ли ты с его мнением? Какой возникает вопрос? Сравни с вариантом авторов (с. 278)..

    Вспоминаем то, что знаем

• Объясни значение слов: история, общество, факт, аргумент. (Словарь)

    Решаем проблему, открываем новые знания

1. Как узнать о прошлом?

Перечисли трудности, которые нужно преодолеть учёному-историку, чтобы узнать, что было в прошлом. Сделай вывод: можно ли узнать правду о прошлом?

Для выполнения подобных заданий тебе необходимо владеть продуктивным чтением.

До чтения. Просмотри текст и предположи, о чём он, по названию, выделенным словам, рисункам. Какой ответ на поставленный вопрос здесь может быть?

Во время чтения. Прочитай текст, ведя диалог с автором с помощью знаков-подсказок: В - задай вопрос автору текста; О - спрогнозируй ответ; П — проверь себя по тексту.

После чтения. Сформулируй вывод по заданию и проблеме урока.

Чтобы узнать, как люди жили в прошлом, историку необходимо найти исторические источники — то, что сохранилось с древних времён до наших дней и может рассказать о давних событиях. Богатыми источниками знаний являются древние записи: книги, письма, документы. Но работать с ними непросто. В (Почему?) О (Предложи свою догадку!) Сначала их нужно разыскать в старых городах, архивах, библиотеках, коллекциях любителей старины. П (Угадал ответ?) Потом эти записи нужно перевести с древних языков на современные, найти смысл непонятных забытых слов, многие из которых обозначают давно исчезнувшие вещи и обычаи. П (Об этом догадывался?) Случается, что разные учёные предлагают разные варианты прочтения этих источников. В (И какой же правильный?)

Уточнить смысл помогают старые вещи, которые также служат историческими источниками. В (Что за «вещи»?) Чаще всего они сохраняются в земле, там, где когда-то жили люди. Дома могли давно обрушиться, зарасти травой, но под землёй продолжают лежать старые орудия труда, украшения, обломки посуды и т.д. Всё это могут добыть учёные-археологи. Осторожно, слой за слоем, они снимают накопившуюся за столетия землю, и вот под лопатой звенит камень старого фундамента, блестит золотая заколка, белеют кости бывших хозяев. П

Но мало найти исторический источник, нужно ещё его датировать — определить, в какое время он был создан, о каких веках может нам рассказать. Это непросто, даже если на вещи или в записи указан год её создания. В (Почему?) О (Предположи.) Запись может быть такой: «пятый год правления Сына Солнца» или «535 год от основания Рима». В разных странах в разные времена существовали свои эры — точки отсчёта исторического времени, свои календари. П (Теперь понятно?) Такие даты надо ещё перевести на современное летосчисление: высчитать, какой это год «до» или «после» новой эры. Так называется современная точка отсчёта исторического времени, когда, согласно христианской традиции, родился Иисус Христос.

Объясни, на каких иллюстрациях изображены письменные источники, на каких — вещественные, а на каких — устные.

Если же дата на источнике не указана, историку необходимо установить её по косвенным признакам. В (Как?) О Для текста — по упоминанию в нём уже известных событий и людей. П Если источник — вещь из археологических раскопок, то важно, в каком слое земли её нашли, какие предметы, время создания которых уже известно, были рядом. П Наконец, для вещей, сделанных из «живого» материала (дерева, растительных тканей и т.п.), придуманы технические способы, позволяющие определить, сколько веков назад создана вещь. П После того как удалось датировать сведения источников, они становятся историческим фактом.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru