Главная >> История Древнего мира. 5 класс. Данилов

Введение 2

Как заглянуть в прошлое (окончание)

2. Как понять прошлое?

По тексту сформулируй причины, из-за которых некоторые события историки объясняют по-разному. Сделай вывод по проблеме.

Наиболее богаты фактами такие источники, как древние исторические сочинения. Как только люди придумали письменность, они стали описывать для потомков самые важные события своей жизни: строительство городов, смену правителей, победы в войнах и т.д. Однако исторические сочинения, созданные в разных местах разными людьми, могут сильно отличаться и даже противоречить друг другу. Ведь каждый человек по-своему видит мир, переживает за своих близких, за свою страну и может (сознательно или нет) приукрашивать события, писать о том, чего на самом деле не было или о чём ему неточно рассказали. Учёному-историку приходится, словно следователю-детективу, распутывать клубок противоречивых сведений, чтобы точно или хотя бы приблизительно восстановить истинный ход далёких событий. Собрав и изучив самые разные факты из различных источников, учёный-историк собирает из них целостную картину и создаёт свою научную реконструкцию — восстановление и объяснение хода событий, которые он изучал.

Но чем меньше источников, чем больше в них противоречий, тем чаще историки дают разные объяснения. В спорах друг с другом учёные стараются доказать свою правоту, излагая аргументы в научных статьях и книгах.

Из этих трудов складывается научная картина исторического прошлого. Эта картина лишь частично восстанавливает реальный ход прошедшых событий на основании того, что от них сохранилось в источниках. Находя новые источники, учёные постоянно дополняют и уточняют эту картину. На её основе пишутся популярные книги для всех любителей истории, учебники для школьников и студентов. Однако, помимо фактов и аргументов, у любого, кто рассказывает об исторических событиях, возникает своё отношение к ним — свои личные оценки этих событий. Кто-то считает правление некоего царя удачным, а кто-то — преступным, научное изобретение — хорошим или плохим и т.д. В спорах об оценках событий у каждого человека может быть своя правда и свои доказательства. Главное, чтобы они были основаны на научно установленных фактах, чтобы в угоду своему мнению человек не закрывал глаза на неудобные для него сведения и не выдумывал того, чего нет в исторических источниках.

    Сравниваем свой вывод с авторским

Так человечество приближается к истинному знанию и пониманию своего прошлого.

    Применяем знания

Назови условия, позволяющие установить правду о событиях прошлого. Аргументируй — можно ли узнать ВСЮ правду?

Для каждого источника предположи: 1. Как учёные смогли его датировать? 2. О каких сторонах жизни наших предков по нему можно узнать?

Лента времени всемирной истории

Правила ориентировки в историческом времени

1. С первого мгновения года, в который родился Иисус Христос, начинается 1-й год новой эры, за ним идёт 2-й год новой эры и так далее до конца 100-го года, когда истекают первые 100 лет после начала новой эры — I век. Номера веков обозначают римскими цифрами.

2. Следующий, II век, начинается с 1 января 101 года и так далее. Следовательно, для того чтобы определить, к какому веку относится тот или иной год, можно пользоваться следующим правилом:

    — если число года заканчивается двумя нулями, то первая цифра - это номер века (100-й год: I век);

    — если число года заканчивается не двумя нулями, то к первой цифре надо прибавить единицу, чтобы получить номер века (101-й год: 1 + 1 = II век).

3. До новой эры годы, века и тысячелетия считаются в обратном порядке и записываются с указанием: «1 год до н.э.» (новой эры), «II век до н.э.» (новой эры) и т.д.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru