Главная >> История Нового времени. 7 класс. Данилов

Глава 1. Эпоха открытий и перемен (Европа. Конец XV — середина XVII века)

§ 3. Возрождение — новый взгляд на человека (продолжение)

Итальянское Высокое Возрождение

Сравните взгляды и творчество трёх мастеров итальянского Высокого Возрождения: чем различается их отношение к человеку и миру, в котором он живёт? Как вы думаете, есть ли цель, которая их объединяет? Попробуйте объяснить, как связаны искусство Возрождения и философия гуманизма. Сделайте вывод по проблеме урока.

Основой художественного стиля эпохи Возрождения стала гармония человека с окружающим миром. На рубеже XV—XVI веков в живописи появляются новые жанры. В портретах художники отражали внутреннюю, душевную, и внешнюю, телесную, красоту человека. Пейзажи обращали внимание людей на величие и гармонию окружавшей их природы. Наиболее полно идеалы гуманистов воплотились в творчестве мастеров итальянского Высокого Возрождения. Каждый из них стремился познать мир одновременно через искусство художника и достижения учёного, поэта и инженера, скульптора и архитектора.

Леонардо да Винчи (1452—1519) был незаконнорождённым сыном дворянина и горожанки. Уже с детства он интересовался живописью. В возрасте 30 лет Леонардо да Винчи приезжает в Милан. Здесь он по заказу герцога строит как инженер и архитектор крепостные стены, рассчитанные на применение пушек; рвы, заполняемые водой. При этом Леонардо не перестаёт заниматься живописью. Он подолгу наблюдает за окружающим его миром, постоянно ведёт дневник, в который записывает мельчайшие подробности человеческой жизни: как выглядят прохожие на улицах, какие плохие и хорошие поступки совершает бездомный мальчик, взятый им на воспитание, и тому подобное. Одновременно Леонардо увлекается изобретательством. В его записных книжках можно обнаружить проекты землеройных машин, различных летательных аппаратов и даже подводной лодки.

    Леонардо да Винчи

И всё-таки главным делом его жизни стало искусство. Используя свои научные наблюдения, Леонардо да Винчи создал «Трактат о живописи». В нём указывалось на гармонию строения человеческого тела и для наглядности изображалось, как соотношения длины расставленных рук и ног позволяют вписать человеческую фигуру в идеальные «божественные» фигуры — круг и квадрат. Леонардо описывал зависимость между мимикой, движениями и эмоциональным состоянием человека. Используя знание анатомии, он добивался таких точных пропорций, что персонажи его картин смотрят на нас как живые. Зрителю даже может показаться, что он слышит их тихий разговор.

    «Джоконда»

Во время скитаний по Италии Леонардо познакомился во Флоренции с богачом Франческо ди Джокондо и написал портрет его жены, Моны Лизы, известный под названием «Джоконда». Её загадочная улыбка словно тает на губах, теплится в глазах, и, где бы ни стоял человек, взгляд Моны Лизы всё время устремлён на него. В трапезной одного из миланских монастырей, на стене напротив монашеского стола, Леонардо написал фреску «Тайная вечеря», изобразив на ней тот момент, когда Христос сообщает апостолам, что один из них предаст Его. Художник передал смятение на лицах учеников Иисуса. Один поднимается со своего места, прижав руки к груди, другой замер, приоткрыв рот. Но у всех лица освещены мягким светом, и только лицо будущего предателя — Иуды утопает во мраке. За несколько лет до смерти Леонардо создал «Автопортрет». С бумажного листа на нас смотрит седой старец, выглядящий гораздо старше своих 60 лет. И только где-то в глубине его взгляда ещё светится искорка творческого огня, которым загорались глаза великого мастера во время осуществления им нового гениального замысла.

Тайная вечеря

И Флоренция, и Рим хранят память ещё об одном гении эпохи Возрождения — Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Он родился в маленьком городке неподалеку от Флоренции и с юношеских лет обучался в школе искусств при дворе Лоренцо Великолепного (Медичи), читал сочинения гуманистов и стремился быть одновременно скульптором, художником, архитектором и поэтом.

    Микеланджело Буонарроти

Уже в 23 года Микеланджело получает заказы от самых знатных людей и даже от Папы Римского. Власти Флорентийской республики, сражавшейся со многими сильными врагами, заказали ему скульптуру «Давид». В 1501 году на городской площади впервые с античных времён была воздвигнута для всеобщего обозрения пятиметровая статуя. Это был памятник великому герою, о котором рассказывает Библия. Юноша-пастух готовится сразиться с великаном из чужого войска, стремящегося захватить его родной край. Высеченный Микеланджело из мрамора Давид спокойно взирает на врага, положив на плечо своё единственное оружие — пращу. Он осознаёт свою телесную силу и силу духа, которую ему придаёт вера в Бога и свой народ. Именно к такому идеалу стремились люди эпохи Возрождения.

Микеланджело также завершил строительство собора Святого Петра в Риме, которое продолжалось десятки лет. Обратившись к античным традициям, мастер украсил панораму Рима величественным куполом — символом гармонии и красоты Вселенной. Вся жизнь Микеланджело Буонарроти была положена на алтарь искусства. Причина, побудившая его сделать это, отражена в стихах:

    Удел искусства более велик,
    Чем естество! В ваяньи мир постиг,
    Что смерть, что время здесь не побеждает.

Собор Святого Петра в Риме

Воплощением молодости и возвышенной красоты стало искусство Рафаэля Санти (1483—1520), живописца и архитектора. Атмосфера творчества, царившая в доме живописца Джованни Санти, вовлекла в мир искусства и его сына Рафаэля. За свою недолгую жизнь (художник умер в 37 лет) Рафаэль смог достичь небывалых профессиональных высот. С картин мастера на зрителя смотрят прекрасные лица, от которых веет спокойствием и умиротворённостью. Все его произведения — гимн красоте и гармонии человека с окружающим миром.

    Рафаэль Санти

Одной из самых любимых была для художника тема материнства, воплощённая в образе Мадонны — Богоматери. Вершиной творчества великого живописца стала «Сикстинская мадонна». Работа над этой картиной продолжалась четыре года. Спускаясь с высоты небес, ступает по облакам прекрасная, нежная Мария. Она смотрит прямо перед собой, как будто вглядываясь в лица людей, которым несёт своё дитя. Не по-детски серьёзен взгляд Младенца Христа, словно Он знает, какие испытания уготованы Ему свыше. В самом низу картины расположились два ангела, ведущие беседу о судьбе Богомладенца и Марии, принесшей в жертву своё материнское счастье во имя спасения людей.

Сикстинская мадонна

Творения великих итальянских мастеров стали образцом красоты в искусстве Нового времени.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru