|
|
|
Глава 1. Эпоха открытий и перемен (Европа. Конец XV — середина XVII века)
§ 3. Возрождение — новый взгляд на человека (окончание)Возрождение в других странах ЕвропыСравни творчество Шекспира, Сервантеса и Рабле. Как ты думаешь, есть ли в их отношении к человеку что-то общее? В чём каждый из них видел своё предназначение? Возрождение переживало и театральное искусство. «Осуждая низкие нравы и заблуждения, следует побуждать людей к жизни достойной» — так выражались задачи театра в одном из сочинений того времени. Родилось новое театральное искусство в Италии, однако высот своих достигло в Англии. Первый постоянно действующий театр появился в Лондоне в 1575 году. Он предназначался не для придворных, а для обычных горожан. Тогда театральные пьесы не воспринимались как серьёзные литературные произведения, а писались просто как набор фраз, которые актёры произносили со сцены. В 1594 году в труппе одного из лондонских театров появился новый актёр. Имя приехавшего из провинциального городка Стратфордаон-Эйвон тридцатилетнего Уильяма Шекспира (1564—1616) тогда не было известно никому. Он никогда не играл главных ролей в спектаклях, но заслужил уважение как драматург. Его пьесы были настолько яркими и необычными, что при их постановке театр обходился без декораций. Решающее значение придавалось игре актёров и их словам. На сцене размещались только бутафорские предметы, необходимые по ходу пьесы. Все женские роли в театре исполнялись мужчинами.
С 1599 года произведения великого Шекспира начали ставить на сцене лондонского театра «Глобус». Для театров того времени возводились круглые деревянные постройки в несколько ярусов. С трёх сторон от сцены и даже за ней размещались места для зрителей. В день спетакля над театром развевался флаг. Это был сигнал, собиравший на представление всех лондонцев, независимо от того, где они жили. Пьесы Шекспира полюбились его соотечественникам тем, что представляли самые разные жизненные ситуации; героев, в которых зрители могли без труда увидеть себя и своих близких. Его персонажи — живые люди, которые горячо любят, как Ромео и Джульетта; страдают, как Отелло и Дездемона; подобно принцу датскому Гамлету мучаются над проблемой смысла жизни. Несмотря на невзгоды и неудачи, герои шекспировских пьес стремятся к счастью. «Весь мир — театр, а люди — в нём актёры!» — говорил великий Шекспир, и с ним трудно не согласиться.
Многие в Европе с упоением продолжали читать рыцарские романы о доблестных подвигах благородных воинов. Жертву подобного чтения изобразил в своём романе «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» испанец Мигель де Сервантес Сааведра (1547—1616). Откопав старые доспехи и приспособив вместо шлема медный тазик для бритья, Дон Кихот отправился путешествовать, движимый желанием сражаться со злом и творить добро. Компанию ему составил верный оруженосец Санчо Панса. Однако новый мир не был похож на мир рыцарского романа. Дон Кихот пригрозил смертью жестокому хозяину, который избивал мальчика-слугу, но когда Рыцарь печального образа уехал, хозяин избил мальчугана ещё сильнее. Дон Кихот поверил рассказам преступников об их невиновности и освободил их от цепей. Однако когда выяснилось, что рыцарь не может объяснить, где теперь спрятаться беглецам, те забросали его камнями. Наивный рыцарь повсюду искал чудовищ, и даже ветряные мельницы представлялись ему драконами, на которых он бросался в безумную атаку.
Так Сервантес стремился, по его словам, «внушить людям отвращение к нелепым рыцарским историям». Тем не менее главной целью его сатиры было не только обратить внимание людей на нелепость средневековых представлений о мире, на пережитки прошлого, но и показать многие неприглядные стороны настоящего. Зла на свете много, но чтобы отыскать и победить его, не нужно пускаться в длительные путешествия, — надо обратить внимание на тех людей, что окружают вас, и помочь им. Только тогда каждый сможет сказать о себе: «Я — Человек!» Формулирование вывода и сравнение его с авторским
Ключевые слова: Возрождение, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Шекспир. Применение знаний Подготовь электронную презентацию с подобранными иллюстрациями и своими выводами, которые докажут, что философия гуманизма и искусство Возрождения изменили взгляд европейцев на человека и его место в мире. Придумай, как мог бы, по-твоему, происходить спор между Эразмом Роттердамским и учёным-богословом. На чью сторону встанешь ты? Чем объяснишь свою точку зрения? Постарайся узнать, почему в эпоху Шекспира стал так важен театр, какие новые цели ставили перед собой драматурги и актёры.
|
|
|